Из опыта работы: «Сотрудничество учителя–логопеда и музыкального руководителя в рамках логопедического пункта ДОУ»

Татьяна Васильева
Из опыта работы: «Сотрудничество учителя–логопеда и музыкального руководителя в рамках логопедического пункта ДОУ»

Всем известно влияние музыки и пения на развитие речи детей, особенно детей с речевыми нарушениями. В детских садах, где созданы логогруппы, есть специальные музыкальные занятия, что дает возможность проводить логоритмические занятия и больше уделять внимания ритму, темпу, мелодике речи. Это очень помогает учителю-логопеду в коррекционной работе. В рамках логопункта такой возможности нет, а потребность - существует. В своей работе мы с музыкальным руководителем стараемся находить такие точки соприкосновения, которые помогают закрепить или развить у ребенка с проблемами речи те навыки, которые нам нужны для более качественного коррекционного воздействия. Интеграция образовательных областей «музыки», «коммуникации» и коррекционного воздействия проходит в следующих направлениях:

1. Логопедические распевки на музыкальных занятиях

Как правило, в пятилетнем возрасте у детей чаще бывают нарушены шипящие звуки, а в подготовительном – соноры. Когда большинству детей старшей группы поставлен звук Ш, а в подготовительной Р или Л, мною подбирается речевой материал на автоматизируемые звуки, а музыкальный руководитель подбирает к ним музыку. На музыкальных занятиях дети пропевают эти чистоговорки и короткие стишки, наполненные нужным звуком. Тем самым, закрепляя еще раз, поставленный звук. По мере овладения детьми правильным звукопроизношением – речевой материал меняется.

Из опыта работы: «Сотрудничество учителя–логопеда и музыкального руководителя в рамках логопедического пункта ДОУ»

2. Элементы музыкальной деятельности на логопедических занятиях

На логопедических занятиях использую опыт и наработки музыкального руководителя. После артикуляционной гимнастики провожу музыкальную разминку, чтобы повторить правильное произношение автоматизируемого звука, и подготовить детей к более сложному речевому материалу. Использую для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах. Если на занятии используются настоящие инструменты – поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог). Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняется.

3. Комплекс музыкальных пальчиковых упражнений в структуре утренней гимнастики всех возрастных групп детского сада.

О значении пальчиковой гимнастике с одновременным пропеванием речевого материала, известно давно и многие логопеды этим активно пользуются. Год назад пришла идея включить всех детей детского сада в это полезное занятие. Мной был подобран речевой материал – это малые фольклорные формы, музыкальный руководитель подобрала к ним музыку. Каждый месяц разучивается новая музыкальная пальчиковая гимнастика. Проводится она каждый день в структуре утренней гимнастики.

С музыкальной пальчиковой гимнастикой зарядка становится веселее.

Чтобы научить детей, сначала проводим тренинги для воспитателей.

Каждую новую потешку или песенку воспитатели разучивают сначала в группе (упражнения и текст, затем под аккомпанемент музыкального руководителя.

Дети первой младшей группы только адаптируются к жизни в детском саду, но с удовольствием разучивают статичные пальчиковые упражнения в своей групповой комнате.

4. Организация театрализованной деятельности в детском саду

Одним из направлений совместной работы является организация театрализованной деятельности в детском саду.

Проводятся конкурсы театрализованных уголков.

Выставки «Театр своими руками».

Ежегодным стал конкурс театрализованных миниатюр.

Совместно с музыкальным руководителем организуем семинары и тренинги для воспитателей, такие как «Ребенок застенчив – дайте в руку куклу», «Виды театрализованной деятельности в ДОУ», «Развитие интонационной выразительности речи в театральной деятельности» и др.

Все открытые логопедические занятия в нашем детском саду всегда проводятся с музыкальным сопровождением.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Организация работы логопеда. Презентация учителя-логопеда Савчук Ларисы Александровны, в которой представлена работа с детьми в условиях логопедического пункта. В работе.

План коррекционно-логопедической работы в течение учебного года План работы логопедической службы на 2012 – 2013 уч. год Диагностика • Первичное обследование детей • Повторное обследование состояния.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Из опыта работы: «Сотрудничество учителя–логопеда и музыкального руководителя в рамках логопедического пункта ДОУ»
Опубликовано: 7 сентября 2013 в 16:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка «Наблюдения за скворцами на прогулке»
Цели: - продолжать знакомить детей с перелётными птицами – скворцом; - во время наблюдений учить детей узнавать скворца; - учить составлять...
Музыкальная игра-танец с элементами пальчиковой гимнастики «Прилетайте, птички» для...
Уважаемые коллеги, воспитатели и музыканты! Весенняя тематика на МААМ в полном разгаре! Сколько замечательных художественно - творческих работ...
Фотоотчет об индивидуальном мини-проекте «Цветник и огород на окошке» для ребенка...
Здоровый ребенок четырех лет активно интересуется окружающим миром. В весенний период, когда начинает пробуждаться природа, очень полезно посадить одно-два...
Фотоотчет о проделанной работе ко Дню Космонавтики
Фотоотчет о проделанной работе ко Дню Космонавтики во второй младшей группе Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных...
Конспект НОД по рисованию в средне-старшей группе «Комнатные растения»
Задачи: расширять знания детей о комнатных растениях; учить детей рисовать комнатные растения передавая характерные особенности; развивать мелкую...