Папки-передвижки

Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора

елена сомко
Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора

Сомко Е. Е.

Мы стараемся применять русские народные и кубанские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрали серию потешек, прибауток, пестушек и используем их в работе с детьми в группах, они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Очень интересно знакомить детей с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Педагоги детского сада разработали конспекты занятий по пословицам и поговоркам, в содержании которых есть названия предметов русского быта, показывают и объясняют происхождение пословиц и поговорок. Дети тонко чувствуют воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок. Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта.

Публикация «Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора» размещена в разделах

Народные обрядовые праздники всегда связанны с игрой, ведь народные игры являются национальным богатством, и мы стараемся сделать их достоянием наших детей, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают её содержание. При проведении физкультурных занятий также используется фольклор. Огромной любовью у детей пользуются русские народные сказки. Слушая сказки, ребёнок испытывает разные чувства. Сказка учит жизни, пробуждает в ребёнке сочувствие ко всему хорошему и желание следовать примеру положительных героев, она очень ценна для нравственного воспитания В. П. Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».

Результаты работы по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием фольклора проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. И как мы видим, что у наших воспитанников при ознакомлении с родным краем расширился кругозор, познавательные способности, активность, любознательность, обогатилась речь. В процессе работы дети с уважением стали относиться к символике страны и края, её народу. Постепенно формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе, к фактам окружающего мира жизни. Развиваются патриотические чувства, любовь к местам в которых ребёнок живёт, к семье, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувства сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножать его богатство, изучать традиции, народные праздники. Придания, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремесла. В проведенной работе коллектив определил основные моменты, на которые необходимо сделать акцент в дальнейшей работе с детьми с учётом особенностей современной жизни и состояния общества. Нам определяется, что важнейшие векторы нравственного и патриотического воспитания это :

Ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд

Ориентация на стабильную семейную жизнь

Ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность

ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения

жизни каждого существа

Уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране

Мы несем ответственность за формирование основ душевного здоровья детей. Мы надеемся, что, открывая для себя прописные истины в русском народном фольклоре вместе с нашими детьми и через них, мы сами вернемся к простым и вечным подлинным человеческим ценностям и обретем своё единство как народ.

Виды компонентов, используемые в работе с детьми :

Содержательный компонент

(представление ребенка об окружающем мире) Эмоционально-побудительный компонент

(эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

• Культура народа, его традиции, народное творчество

• Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

• История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках

• Символика родной станицы и страны (герб, гимн, флаг) • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

• Интерес к жизни родной станицы и страны

• Гордость за достижения своей страны

• уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому

• Восхищение народным творчеством

• Любовь к родной природе, к родному языку

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труд • Труд

• Игра

• Продуктивная деятельность

• Музыкальная деятельность

• Познавательная деятельность

Познавательное развитие и развитие речи:

- чтение художественной литературы, способствует ознакомлению детей с историей и традициями русского народа и казачества;

- проведение бесед, рассматривание, заучивание пословиц, поговорок, потешек, прибауток;

- знакомство с народными и семейными традициями, приметами;

- народные и семейные праздники и обычаи;

(оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно).

Социально – личностное развитие:

- привитие любви и уважения к членам семьи, друзьям, взрослым;

- развивать навыки культуры поведения за столом;

- развитие навыков культуры общения, поведения, воспитания доброты;

- учить любить себя и окружающих;

- показать значение семьи в жизни человека;

- беседы с детьми о том, что их любят, о них заботятся, о взаимной отдаче.

Художественно – творческое и эстетическое развитие:

-организация конкурсов и выставок детского творчества;

- режиссерские, дидактические и сюжетные игры, театрализованные представления с использованием фольклора;

- в ИЗО использовать русские народные и кубанские элементы, росписи, орнаменты;

- праздники. Развлечения в детском саду и семейные в целях развития укрепления связи между поколениями.

Физкультурно – оздоровительное развитие:

-организация кубанских и русских народных подвижных игр;

- использование фольклора при проведении режимных моментов с детьми (привитие культурно – гигиенических навыков (приём пищи, одевание, укладывание спать и т. д.)

- придумывать собственные игры, варианты игр;

- проведение спортивных праздников совместно с родителями.

Программа рассчитана на три возраста: 3-4 года; 5-6 лет; 6-7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, а так же к уровню развития ребёнка.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

формы работы с детьми

Используя эти различные формы работы, а так же викторины, развивающие игры, собеседования, анализ творческих детских работ, самостоятельной деятельности и игр детей, педагоги выявили значительную разницу в знаниях детей, охваченных активным приобщением к культурно-историческим традициям.

Формы сотрудничества с семьей

Одним из важных условий реализации программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители — главные участники педагогического процесса. Сотрудники ДОУ признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Задача коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развитие ребёнка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

Известно, что взаимодействие с родителями – достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки воспитателей. ДОУ должно помочь в создании их педагогической роли, создании необходимых условий и возможностей для развития ребёнка, так как без поддержки семьи невозможно приобретение детьми нравственных духовных ценностей. Это требует новых подходов и методов, в работе воспитателей, и узких специалистов ДОУ с родителями. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада, для этого он должен стать открытой системой.

Первостепенное значение имеет совершенствование профессиональной квалификации педагогов. В нашем ДОУ, ведётся работа на повышение профессионального мастерства каждого педагога, включая различные формы и методы обучения. Одним из главных способов реализации сотрудничества педагогов и родителей –организация их совместной деятельности, в которой родители должны выступать как активные участники процесса. Новые формы взаимодействия позволили не только родителям увидеть положительные стороны детей, но и детям воспринимать родителей по-новому. Так же мы не забываем и наглядные формы работы : библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей. В ДОУ работают все эти клубы и творческая группа для оказания помощи родителям и педагогам. Постепенно в результате совместной работы складываются доверительные отношения. Родители начинают осознавать, что они нуждаются в помощи, и принимают советы как поддержку. Воспитатель становится их союзником и помощником.

Таким образом, методическая работа ДОУ направлена на формирование у педагогов и родителей убеждений:

-чтобы учить, сам должен много знать, уметь и верить;

-тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него;

-верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки,

даже когда, казалось бы, ничего не получается.

На этом держатся наши главные принципы: терпение, сотрудничество, взаимодействие.

Работа родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, т. к. изменились и содержание и формы взаимодействий.

Взаимодействие ДОУ и семьи в образовательном процессе

ЦЕЛЬ:

Обеспечить помощь родителям в выполнении ими воспитательных задач, связанных со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и

полноценным психическим развитием и подготовкой к школе.

ЗАДАЧИ:

Повысить компетентность родителей в

вопросах развития и

воспитания

нравственной личности Оказать консультативно-медико-психологическую помощь в рарешении проблем семейного воспитания детей Способствовать

укреплению и совершенствованию здоровья

каждого

воспитанника

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

УПРОЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Комната русского быта в детском садуКомната русского быта в детском саду Идея создания комнаты русского быта пришла после посещения детьми школьного музея, где они получили массу впечатлений. Теперь у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора
Опубликовано: 8 октября 2013 в 21:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД