Папки-передвижки

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста (2 фото)

Вера Алаторцева
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

«Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Воспитатель МБДОУ ДС №2

Алаторцева Вера Геннадьевна

2014г.

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

Публикация «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Цель: создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Расширять словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалоговую речь;

Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Этапы работы:

На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития по методике К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной и определила уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

На втором этапе: изучила методическую литературу; исследовала разные виды художественных произведений, отобрала сюжеты из повседневной жизни детей; подготовила персонажи.

Далее произведения подвергла дидактической обработке: подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.

Следующий этап – творческое применение театрализованных игр на практике.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:

Игры–имитации образов животных, людей;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;

Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);

Инсценировки произведений;

Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

Основы актёрского мастерства, техника речи;

Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

При этом особое место в работе с детьми раннего возраста занимает кукольный театр.

Организацию работы строю по единой схеме:

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

Театрализованная деятельность (в разных формах, где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение.

Принципы:

опоры на различные анализаторы;

учета зоны ближайшего развития;

наглядности;

усложнения материала;

реализации деятельностного подхода;

учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.

Методы и приёмы обучения

Игровые:

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные:

Повторение речевого материала

Вопросы

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Похвала

Наглядные:

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

Организуемая деятельность должна быть:

- событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

- ритмична (двигательная и умственная деятельность должна чередоваться);

- процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (К. Чуковский «Цыплёнок»).

Благодаря таким играм дети познакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаются новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, у них активизируется речь, ребятишки активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Вначале все игры провожу индивидуально: более смелого малыша сажу на колени и «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Сорока-ворона». Постепенно остальные дети включаются в общую игру и начинают подходить ближе, выполняют простые движения, договаривают слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Как они мяукают котята? Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихонечко мяукает: мяу-мяу?»

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей: и с низкими речевыми способностями и тихих замкнутых малышей. Дети принимают участие в деятельности с удовольствием. Практика показала, что одним из эффективных методических приёмов являются коллективные задания типа: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, я превращаю вас всех в медвежат, они ходят и рычат». Пассивных детей нет – все дети изображают то злого волка, то смелого петушка.

Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила этюды с куклами, то есть знакомила малышей с каждым героем поочерёдно: показывала персонаж - зайку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешку «Зайка шел, зайка шел» или «Заинька – зайка» или пела песенку «Зайка» Е. Железновой. Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагая потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем.

Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (конусный, магнитный, пальчиковый и др., вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка.

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:

Содержание и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Поэтому я провела анкетирование родителей. По итогам анкетирования мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформила информационный стенд и папки-передвижки. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
Фото №1 Театрализованная игра как средство
Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 12 мая 2014 в 10:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД