Индивидуальный подход в развитии творческого рассказывания детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Татьяна Прынь
Индивидуальный подход в развитии творческого рассказывания детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Актуальность

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Проанализировав свою деятельность, я поняла, что дело не в перечне тем занятий, а в ключах к тому, как дать ребёнку возможность развития своих речевых способностей, с учетом индивидуальных особенностей.

И когда задумывалась о каждом ребёнке - неизбежно возникал вывод: во всех программах говорится о занятиях по развитию связной речи. А сколько этих занятий? Один час в течение дня. Всё! А чем еще озабочены воспитатели? Накормить, погулять, одеть. … Вот когда надо ловить моменты, для общения с ребёнком, развивая его речь!

Человек (особенно маленький) учится индивидуально, а в коллективе утверждается в своей компетентности. Совершенно очевидно, что мы должны вернуться к той практике дошкольного воспитания, которая была во многом утрачена – обучение детей должно быть, прежде всего, индивидуальным.

ЦЕЛЬ Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

• создание условий для развития связной речи каждого ребенка;

• формирование умений быть рассказчиком или слушателем;

развитие интереса к речевому творчеству.

Обучение рассказыванию в разных возрастных группах

Во второй младшей группе при обучении связной речи я часто применяла игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – один из самых любимых и интересных занятий детей по родному языку. Обычно я проводила их в эмоциональной игровой форме, очень оживлённо, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Стремилась к сочетанию хоровых ответов с индивидуальными, обращённые прямо к персонажу. Не запрещала действовать с игрушкой, предметом.

Далее, я проводила анализ поставленной задачи – удалось ли мне сотрудничество с малышом (с группой или конкретными детьми?

Я задавала много вопросов детям. Как же вели себя дети в этих беседах? Удалось ли мне преодолеть привычку быть «начальником» ребёнка? Понял ли ребёнок, что у него есть право не отвечать на мой вопрос, когда ему не хочется. Но за каждым протестом, капризом, отказом стоит задача, которую нужно решить. После занятия, я выбирала любую свободную минутку для общения с малышом. Для этого не обязательно было специальное помещение, можно беседовать и на прогулке, и в спальне. Все рассказы, полученные на занятиях и в общении в свободное время я конспектировала, а затем переписывала в специальную тетрадь для родителей и выставляла в родительский уголок.

В начале года предстояла работа с родителями, где я старалась «донести» до родителей важность поставленной цели. Предлагала родителям почитать рассказы, выражала радость о достижениях любого ребёнка: очень приятно, что дети сделали очень трудный, но важный для них шаг.

Я была готова к тому, что восторженное чтение рассказа не вызовет сильной ответной реакции у родителей. Я говорила одной маме: «Вы подумайте, ему ведь всего три года! Ведь это настоящий рассказ. Всё по порядку (прочитаю какую-то чисто детскую фразу). Сами рассказали от начала и до конца по порядку». Мама отвечала: «И вы не помогали? Что-то не верится». Я: «Помогать одно, а делать за него – другое. Я помогла ему увидеть где лежит снег, как светит солнце. Мишкины (игрушка) вопросы научили его видеть, что нарисовано на картине. Это была моя помощь. Я показала, что значит говорить по порядку. Хотите так помогать? Приходите на консультацию».

Для меня очень важно было ни в коем случае не сравнивать, не ущемлять самолюбия, лишь подчёркивать достижение результата каждого из детей. Знакомство с успехами детей важно маме и папе для понимания новых возможностей развития речи своего ребенка.

Запись рассказов – важнейший приём обучения, как рассказчиков, так и слушателей. Примеры всех рассказов были ориентирами в требованиях к детям, к методике индивидуального подхода к каждому рассказчику.

Опыт рассказывания накапливался постепенно. Хочу заметить, что при индивидуальной работе не все дети могли слышать рассказчика и рассказчики не чувствовали себя в центре внимания. Поэтому я выбирала и такой вариант обучения: занятия парами, подгруппами. И пришла к такому мнению, что индивидуальное обучение не самоцель, а главное - качество и результат в формировании умений и навыков у детей, что некоторые задачи оптимально решать с подгруппой, другие - с парами, третьи – фронтально. При этом не нарушается принцип индивидуального подхода, так как каждый ребёнок по – прежнему упражняется в составлении рассказов, получая индивидуальную помощь и оценку сверстников.

В средней группе самое важное в развитии рассказывания – овладение планом рассказа, порядком изложения, для этого служили опорные картинки. План детям повторяла многократно, каждому и каждый раз – показывала картинку и задавала вопрос.

Во время занятия не все дети могли составить рассказ, ведь процесс рассказа шел медленно, и слушателям не всегда интересно. Чтобы стало интересно, ребёнок сначала должен был сочинить рассказ, а потом уже после записи его, воспроизвести вслух для всех, думая о слушателях, а не о рассказе. Поэтому на занятии, сначала рассказывала текст, с детьми намечала план рассказа и этого пока было достаточно. Потом индивидуально слушала и записывала каждый день, используя время прогулки, специально приглашая детей пораньше прийти утром в детский сад. Главное, чтобы ребёнок видел слушателя. И очень важно было в этой работе – сотрудничество с напарницей. Если подходил слушатель, поощряла и давала ему задачу: «Слушай, по порядку ли расскажет, всё ли он расскажет». Когда ребёнок рассказывал, я терпеливо слушала, не задавая вопросов, не повторяла детских ответов, ждала, если молчал, лишь подбадривала: «хорошо, а дальше… дальше…». И если ребёнок говорил не по порядку, останавливала: «Ты сначала сказал об этом, а потом об этом (по картинкам). А как надо? (по картинкам). Слушала и переходила слушать другого ребёнка, оставляя его неудовлетворённым собой, а он стоял и слушал другого ребёнка. Если и после этого образца опять рассказ не получался, значит опять объясняла значение этих картинок, их обозначение: «Что обозначает эта картинка? Что надо сказать? Где живут? Как ты скажешь?» (т. е. не рассказ, а ответы на отдельные вопросы). Как только ребёнок отвечал на вопросы, я предлагала ему поиграть или послушать следующего собеседника. А через некоторое время опять просила его рассказать по картине.

Так, в течение нескольких дней подготавливала детей к слушанию рассказов друг друга на занятии. В конце занятия подводила итог, подчёркивала, что именно хорошо, и т. д.

Совместная работа со сменщицей позволяла охватить не менее 10-12 детей, но в это число входили, прежде всего, отстающие в речевом развитии дети.

На занятии активные дети, слушавшие других вне занятия, могли сами составить этот рассказ. После занятия остальные 10 человек с удовольствием составляли рассказ. Так вся группа доходила до результата.

Однако иногда, дети затруднялись или не успевали в составлении рассказа, тогда на помощь приходили родители. Они вместе с ребёнком дома (давала консультацию) вспоминали, выбирали, что было самое интересное летом или на горке и т. д. Родители поддерживали своих детей, а дети, приходя на завтра в садик без труда составляли рассказ.

Выслушав два рассказа, мы шли гулять или играть. Чтобы беседы носили оживлённый характер и достигали наибольшего в смысле развития мыслительной способности детей и их речи, я стремилась извлекать самостоятельную мысль детей, личное отношение к предмету.

В старшей и подготовительной группах - успех занятия определил опыт, полученный детьми ранее. Дети научились рассказывать, быстро строить вариант рассказа, и их интересно было слушать товарищам. Дети сами находили себе слушателя, будь это друг, группа или мама с папой. Если бы опыт был потерян, то мне пришлось бы давать свой образец рассказа. После знакомства с произведением (после занятия, слушала рассказы. Были сложные по структуре рассказы, и если дети не готовы к такому рассказу, то приходилось возвращаться к тому, от чего ушли, а рассказывали пока только дети, у которых развита речь.

На занятии главное не рассказ, а форма поведения рассказчика и деятельность слушателей. У рассказчиков, заранее записавших рассказ, роль артистов. А у детей слушателей, роли разные, которые зависели от уровня готовности к прослушиванию монолога Всем своим видом демонстрировала детям, как интересен рассказчик, не делая замечаний, не называя имён детей.

Главный мой инструмент – мимика. Поскольку длительность речевого занятия не должна превышать 20 – 30 минут, значит, более трёх, четырёх рассказов было достаточно. Рассказы стали «манками» для творчества других детей. Дети поняли способ и требования к качеству монолога. Каждый в своём темпе приходил к качеству монолога. А прослушивание других рассказов происходили в любую свободную минутку. Когда записала рассказ, тогда вдохновляла очередного рассказчика на выступление перед желающими послушать. Отмечая, кто уже порадовал своим монологом.

Надо избегать штампов, поощряя поиск вариантности в раскрытии сюжета или в поиске слов определений одних и тех же описываемых явлений. Когда запишутся все рассказы, а это может быть через месяц, тогда смело отмечала для себя, что результат занятия, наконец получен.

Заинтересованность педагога – залог успеха. В начале года я не знала каков будет творческий уровень развития речи у каждого ребёнка. С одной стороны, кажется, что часть группы ещё предыдущий материал не освоила, а с другой, нельзя задерживаться на старом, потому что сегодня уже новый объект познания, к пониманию которого большинство уже готово, хотя, и он не будет всеми освоен одновременно.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Владос, 1999.

2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. – М.: Просвещение, 2001.

3. ПавловаЛ. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.:АСТ Астрель, 2006.

4. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1985.

5. Коноваленко С. В. Как подготовить ребёнка к школе. – М.: ЭКСМО, 2003.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Творческий центр, 2004.

Публикации по теме:

Аттестация в Санкт-Петербурге Изменения в экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогических работников ОУ в Санкт-Петербурге. Уважаемые коллеги.

Изменения в экспертном заключении (аттестация в СПБ) Изменения в экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогических работников ОУ в Санкт-Петербурге. Уважаемые.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Домашние животные
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Индивидуальный подход в развитии творческого рассказывания детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 15:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...