Из опыта работы по развитию познавательных интересов детей в процессе экологического воспитания

марина петрухина
Из опыта работы по развитию познавательных интересов детей в процессе экологического воспитания

Слайд № 1.

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. На каждом возрастном этапе познание мира осуществляется своими специфическими способами. Способы познания (как получаю и перерабатываю информацию) определяются уровнем развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

Экологическое мировоззрение – это результат образования и воспитания, и становление происходит постепенно, в течении многих лет жизни. Начало же этого процесса приходится на период дошкольного детства, когда закладываются основы миропонимания у маленького человека, в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание.

Ещё К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и Л. Н. Толстой отмечали, что тесные контакты детей с природой, натуралистические наблюдения и экскурсии подразумевают развитие в ребёнке нравственных начал, умение видеть красоту природы, чувствовать и понимать её, а также и развитие познавательного интереса.

Я убеждена, что дошкольный возраст – самоценный этап в воспитании экологической культуры личности и уникальный период в умственном развитии. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональное, ценностное отношение к окружающему миру. Благодаря этому возможно формирование у детей познавательной активности, экологических знаний, норм и правил.

Слайд № 2.

Исходя из этого, я поставила следующие задачи:

1. Способствовать развитию познавательных процессов через восприятие окружающего мира, формированию системы об окружающем.

2. Создавать условия для более глубокого восприятия знаний о природе. Закреплять полученные знания в деятельности.

3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Слайд № 3, 4.

Большое значение в экологическом воспитании детей имеет создание соответствующей предметно – развивающей среды, прежде всего уголка природы в группе. При подборе материала и объектов для уголка природы учитывается возраст детей, создаются условия для:

Слайд № 5.

1. Систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы (комнатные растения, аквариумные рыбки, образцы камней, почвы, разные природные материалы)

2. Учить видеть красоту окружающего мира.

3. Оздоровления ребенка и соблюдение безопасности.

4. Формирования экологически грамотного поведения (умения ухаживать за растениями и животными, беречь природу).

5. Поиска ответов на интересующие ребенка вопросы (ведение дневника наблюдений, проведение опытов и экспериментов).

Слайд № 6.

Большой интерес вызывает у детей познавательная литература: энциклопедия животных и птиц, энциклопедия для «почемучек», иллюстрированные художественные книги, которые привлекают детей не только красочными иллюстрациями, но и широким познавательным материалом. Для познания окружающего мира детям нужны сказки и рассказы, басни и стихи. Например, в книгу Рыжовой «Не просто сказки» вошли авторские сказки, которые позволяют понять природу и взаимоотношения с ней человека.

Слайд № 7.

Создание условий для экспериментальной и исследовательской деятельности имеет особое значение. Детям очень нравится быть «учеными», «исследователями», хочется узнать больше «делать открытия». Например, при ознакомлении с простыми свойствами воды: прозрачная жидкость, без запаха и вкуса, в воде присутствует воздух.

Во время проведения опытов с водой (изменение её агрегатного состояния на морозе, в помещении, при нагревании, дети проявили большую активность и самостоятельность.

Слайд № 8.

Постепенно, совместно с детьми и родителями была собрана мини — лаборатория, в которой были представлены различные предметы для элементарной экспериментальной деятельности, например: затемненные стекла — для наблюдения за солнцем, увеличительное стекло — за песчинками песка, предметы из разных материалов, бумага и ткань разной фактуры, полезные ископаемые: мел, известняк, мрамор, гранит; колбочки и стаканчики разной формы и вместимости).

Слайд № 9, 10.

Полученные знания находят отражение в продуктивных видах деятельности — рисовании, аппликации, лепке, изготовлении поделок из природного материала.

Слайд № 11, 12, 13.

Обучать, играя — основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста. Закреплять знания детей помогают дидактические и словесные игры, например: «Детки на грядке, детки на ветке», «Найди то, о чем я расскажу», «Кто, где живет», «Зоологическое лото».

Слайд № 14.

Моя работа в данном направлении была бы не полной без участия и помощи родителей. Проводили анкетирование, затем совместно обсудили результаты, определили общие взгляды и расхождение наших точек зрения. Сделали подборку литературы для чтения детям, телепередач для совместного просмотра.

Наша задача — поддерживать познавательный интерес детей и стремление к самостоятельным наблюдениям.

Прикреплённые файлы:

razvitie-poznavatelnyh-interesov-prezentacija_ftm09.ppt | 8259,5 Кб | Скачан: 96
 
Публикации по теме:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Мир в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди- часть этого мира открывают.

Развитие познавательной акктивности детей через экспериментирование. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Из опыта работы по развитию познавательных интересов детей в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 15 марта 2014 в 18:12
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...