Из опыта работы воспитателя по формированию духовно-нравственного отношения к родной природе, культуре, традициям

Светлана Дылдина
Из опыта работы воспитателя по формированию духовно-нравственного отношения к родной природе, культуре, традициям

Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом, в котором он живет.

У каждого человека есть Родина - родимая земля, страна в которой человек родился. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своей стране, городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры страны.

Мы горим желанием воспитать у ребенка любовь к своей Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, семье, детскому саду, а ведь это основа из основ нравственного воспитания, его первая ступень. Любовь к отчизне начинается с любви к своей «малой родине» - месту, где находится наш дом, где живут наши родные и близкие, где мы родились, растем, учимся, играем с друзьями. В наше время компьютеров, телевидения, занятости родителей ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Заинтересовавшись этой проблемой я в начале старшей группы провела небольшое тестирование с детьми и выявила, что дети хорошо знают о том, что наша Родина – Россия, главный город нашей страны – Москва, что мы живем в городе Пермь – мы «пермяки». А вот о своей «малой родине» знают только то, что: я живу в Кондратово – 67%; название улицы, номер дома и квартиры – 52%; в Кондратово есть магазины, детский сад, школа, больница – 48%.И на этом знания детей заканчиваются.

Результаты тестирования показали актуальность данной проблемы и заставили меня задуматься какие же создать условия и подобрать наглядный материал для формирования у детей эмоционально – насыщенного образа родного дома, детского сада, деревни. Ведь чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Пусть это чувство еще не осознано, но оно играет большую роль в становлении личности патриота.

Цель данной работы: Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей «малой родине» на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Показать значение «малой родины» в жизни каждого человека.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким.

2. Обобщить и систематизировать знания детей о родной деревне, ее истории, культуре, трудовой деятельности людей, транспорте, природе.

3. Воспитывать чувство гордости за свою «малую родину», уважение к ней через чувства сопричастности к жизни общества.

4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства в рамках нравственных ценностей через предметно - развивающую среду в детском саду и средствами эстетического восприятия: музыку, изодеятельность, художественное слово.

5. Формировать представление о том, что наша «малая родина» многонациональна через знакомство детей с национальностями жителей нашей деревни, их культурой.

Свою работу я разделила на четыре этапа.

1этап: В начале учебного года в старшей группе я провела тестирование детей по выявлению сформированности знаний о Родине, о своем городе, своей «малой родине».Результаты показали следующие знания детей: Я живу в деревне Кондратово – 67%, название своей улицы – 52%, номер дома – 43%, номер квартиры – 38%; Ф. И. О. родителей, бабушки, дедушки – 36%, место работы – 26%.

Одновременно с тестированием вела работу с родителями, чтобы определить эмоционально – нравственные отношения в семье, узнать традиции, ценности, культуру семьи, какую пользу семья приносит для своей «малой родины». А так же узнать готовы ли родители сотрудничать с педагогами детского сада над решением этой проблемы, так как формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей.

На протяжении всей работы на этом этапе делала подборку наглядного дидактического материала о своей деревне. Собирала интересные сведения в интернете, изучала историческое прошлое Кондратово. Составила картотеку художественной литературы: стихи о Родине, о природе, маме, папе, бабушке, дедушке, о профессиях людей. Приготовила набор фотографий нашей деревни.

Работой на данном этапе я хотела обобщить, систематизировать результаты тестирования. Помочь понять родителям, что патриотические чувства и любовь к близким людям и своей Родине не появляются стихийно, а не посредственно в тесной связи с семьей.

2этап: Работу на этом этапе начала со знакомства с понятием «Моя малая родина». «Моя» - потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, мой детский сад. «Малая» - потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. «Родина - потому что здесь живут родные моему сердцу люди, т. е. страна, в которой я живу, дом в котором родился, березка у родного порога, место, где жили предки – все это Родина.

Работу в этом направлении я постаралась построить так, чтобы сформировать у детей эмоционально насыщенный образ родного дома, семьи, детского сада. Детям были даны задания составить вместе с родителями генеалогическое дерево своей семьи, узнать у родителей откуда приехала семья в Кондратово или всегда тут жили. Провела с детьми беседы на тему: «Моя дружная семья» - где дети рассказывали, как зовут их родных, какая у них дружная семья, где все заботятся друг о друге. Разучила с детьми стихи о маме, папе, бабушке, дедушке, пословицы о семье песни. Сделали выставку рисунков на тему «Моя семья»

Через рассказы и рисунки детей знакомились с традициями каждой семьи. Дети охотно переносили эти знания в сюжетно – ролевые игры. Вместе с родителями устроили чаепитие во время, которого познакомились с семьями детей татарской, коми – пермяцкой, удмуртской национальности. Родители показали национальную одежду, рассказали о культуре своего народа и угостили сладостями.

Следующим шагом в работе я попыталась донести до детей, что детский сад это их второй дом, в котором они чувствуют комфортно, здесь всегда интересно, здесь твои друзья, что здесь тебе всегда рады, дала понять, что все мы здесь родные и близкие люди. Старалась сформировать чувство любви к детскому саду, бережное отношение к вещам, растениям. Дети выполняли много работ по изодеятельности в паре со своим дружком.

Оформила выставки рисунков на тему: «Я и мои друзья», «Мой детский сад». Прочитали с детьми много художественной литературы о дружбе.

Работой на данном этапе я хотела помочь детям прочувствовать на эмоциональном уровне образ «своего дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений, чтоб ребенок принимал свой дом таким, какой он есть и любил его и свой детский сад.

3этап: На третьем этапе велась обширная работа по знакомству с улицами, архитектурой, транспортом Кондратово.

Оформила в группе уголок с фотографиями деревни. Дети с интересом разглядывали их, узнавали знакомые места. Организовала с помощью родителей экскурсии по Кондратово: посетили библиотеку, музей Пермского района, на 9 мая ходили к памятнику и возлагали цветы, атак же узнали про новый памятник который посвящен воинам, погибшим в мирное время. Ходили с детьми в парк при храме «Скорбящая всех радости», а так же узнали что у нас есть часовня в «Новой слободе». Наблюдали за транспортом, за новостройкой, за людьми. Во время экскурсий дети узнали, где нас находится школа, больница, музыкальная школа, дом спорта, какие кружки и секции есть для детей. А так же узнали, что у нас есть полиция, пожарная часть, банк, почта, футбольное поле, каток и т. д. Совместно с родителями сделали выставку рисунков «Моя деревня». Активно участвовали в жизни Кондратово: мастерили игрушки на общую Новогоднюю елку, готовили небольшие подарки ветеранам, вместе с родителями ходили на праздник «День Кондратово» и т. д. Я хотела помочь детям прочувствовать, что где их дом, родина – все кажется особенным, прекрасным, родным. Все в нем до боли знакомо и дорого, вызвать уважение за свою «малую родину»

4этап: На четвертом этапе я познакомила детей с историей деревни. Используя фотографии рассказала в форме «посиделок», что деревня наша находится на реке Верхняя мулянка и располагается недалеко от левого берега реки Кама, рядом с «Красавинским» мостом. Даже на гербе Кондратовского поселения изображен этот мост. Рассказала, что деревня названа в честь Кондрата Бакланова, проживавшего в 17 – 18 в. Донесла до детей информацию о том, что раньше это был большой совхоз, где выращивали много овощей, и надаивали много молока, делали свою сметану, творог, масло, колбасу. Закрепили знания профессий: овощевод, полевод, животновод, механизатор и т. д.

Так же опиралась на фотографии, показала, что есть старое Кондратово (частный сектор) и есть Новое Кондратово (новостройки). Старалась показать как со временем менялась наша деревня, становилась все более цивилизованной, похожей на город. Дала детям знания о природе: что земля у нас в основном болотистая и ее раньше осушали, рядом есть лес, где много грибов и живут лоси, что ведутся торфяные разработки и поэтому образуется много маленьких озер.

Смоделировали с детьми макет из мелкого конструктора «Моя деревня, мой двор». Дети с большим удовольствием обыгрывали постройку. В конце четвертого этапа в игровой форме «телеинтервью» провела диагностику знаний детей по данной теме, используя в интервью такие вопросы как:

1) Представьте себе, что я никогда не была в Кондратово, расскажите мне о нем.

2) Расскажите мне так о своей деревне, чтоб я сразу узнала ее?

3) Чем тебе нравится твоя деревня?

4) Если бы ты был архитектором, что бы сделал для своей деревни, чтоб людям было удобно здесь жить?

Организовала выставку рисунков: «Если б я был архитектором».

Цель данного интервью обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой родине», вызвать эмоциональную отзывчивость по отношению к своей деревне.

Такая диагностика показала положительную динамику этой работы: 95% детей знают, что они живут в д. Кондратово; 92% - знают свой домашний адрес; 86% - как зовут их родителей и где они работают; 63% - знают названия улиц, объектов.

У детей хорошо развита речь, логическое мышление, память, воображение. В процессе работы по данной теме дети получили краеведческие, исторические сведения о своей деревне, о ее достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, культуре. Воспитывается любовь и уважение к своей «малой родине», семье, гордость за свою деревню, желание сделать ее лучше.

Работу по гражданско- патриотическому воспитанию планирую продолжить в подготовительной группе по следующим направлениям:

1)Родной город: «Маленький пермяк».

2)Родная природа.

3)Родная культура.

4)Символика Пермского края, г. Перми.

Публикации по теме:

Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Родина любимая — что мать родимая» Программное содержание:Воспитывать чувство патриотизма средствами устного народного творчества, интерес к прошлому нашей Родины. Учить доброте,.

Конспект НОД по реализации ОО «Коммуникация» в старшей группе «Россия — наша Родина» Непосредственно-образовательная деятельность. Коммуникация. Программное содержание: Познакомить детей с понятием Родина, Отечество. Формировать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя по формированию духовно-нравственного отношения к родной природе, культуре, традициям
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 12:28
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...