Из опыта работы воспитателя по формированию духовно-нравственного отношения к родной природе, культуре, традициям

Светлана Дылдина
Из опыта работы воспитателя по формированию духовно-нравственного отношения к родной природе, культуре, традициям

Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом, в котором он живет.

У каждого человека есть Родина - родимая земля, страна в которой человек родился. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своей стране, городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры страны.

Мы горим желанием воспитать у ребенка любовь к своей Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, семье, детскому саду, а ведь это основа из основ нравственного воспитания, его первая ступень. Любовь к отчизне начинается с любви к своей «малой родине» - месту, где находится наш дом, где живут наши родные и близкие, где мы родились, растем, учимся, играем с друзьями. В наше время компьютеров, телевидения, занятости родителей ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Заинтересовавшись этой проблемой я в начале старшей группы провела небольшое тестирование с детьми и выявила, что дети хорошо знают о том, что наша Родина – Россия, главный город нашей страны – Москва, что мы живем в городе Пермь – мы «пермяки». А вот о своей «малой родине» знают только то, что: я живу в Кондратово – 67%; название улицы, номер дома и квартиры – 52%; в Кондратово есть магазины, детский сад, школа, больница – 48%.И на этом знания детей заканчиваются.

Результаты тестирования показали актуальность данной проблемы и заставили меня задуматься какие же создать условия и подобрать наглядный материал для формирования у детей эмоционально – насыщенного образа родного дома, детского сада, деревни. Ведь чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Пусть это чувство еще не осознано, но оно играет большую роль в становлении личности патриота.

Цель данной работы: Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей «малой родине» на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Показать значение «малой родины» в жизни каждого человека.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким.

2. Обобщить и систематизировать знания детей о родной деревне, ее истории, культуре, трудовой деятельности людей, транспорте, природе.

3. Воспитывать чувство гордости за свою «малую родину», уважение к ней через чувства сопричастности к жизни общества.

4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства в рамках нравственных ценностей через предметно - развивающую среду в детском саду и средствами эстетического восприятия: музыку, изодеятельность, художественное слово.

5. Формировать представление о том, что наша «малая родина» многонациональна через знакомство детей с национальностями жителей нашей деревни, их культурой.

Свою работу я разделила на четыре этапа.

1этап: В начале учебного года в старшей группе я провела тестирование детей по выявлению сформированности знаний о Родине, о своем городе, своей «малой родине».Результаты показали следующие знания детей: Я живу в деревне Кондратово – 67%, название своей улицы – 52%, номер дома – 43%, номер квартиры – 38%; Ф. И. О. родителей, бабушки, дедушки – 36%, место работы – 26%.

Одновременно с тестированием вела работу с родителями, чтобы определить эмоционально – нравственные отношения в семье, узнать традиции, ценности, культуру семьи, какую пользу семья приносит для своей «малой родины». А так же узнать готовы ли родители сотрудничать с педагогами детского сада над решением этой проблемы, так как формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей.

На протяжении всей работы на этом этапе делала подборку наглядного дидактического материала о своей деревне. Собирала интересные сведения в интернете, изучала историческое прошлое Кондратово. Составила картотеку художественной литературы: стихи о Родине, о природе, маме, папе, бабушке, дедушке, о профессиях людей. Приготовила набор фотографий нашей деревни.

Работой на данном этапе я хотела обобщить, систематизировать результаты тестирования. Помочь понять родителям, что патриотические чувства и любовь к близким людям и своей Родине не появляются стихийно, а не посредственно в тесной связи с семьей.

2этап: Работу на этом этапе начала со знакомства с понятием «Моя малая родина». «Моя» - потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, мой детский сад. «Малая» - потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. «Родина - потому что здесь живут родные моему сердцу люди, т. е. страна, в которой я живу, дом в котором родился, березка у родного порога, место, где жили предки – все это Родина.

Работу в этом направлении я постаралась построить так, чтобы сформировать у детей эмоционально насыщенный образ родного дома, семьи, детского сада. Детям были даны задания составить вместе с родителями генеалогическое дерево своей семьи, узнать у родителей откуда приехала семья в Кондратово или всегда тут жили. Провела с детьми беседы на тему: «Моя дружная семья» - где дети рассказывали, как зовут их родных, какая у них дружная семья, где все заботятся друг о друге. Разучила с детьми стихи о маме, папе, бабушке, дедушке, пословицы о семье песни. Сделали выставку рисунков на тему «Моя семья»

Через рассказы и рисунки детей знакомились с традициями каждой семьи. Дети охотно переносили эти знания в сюжетно – ролевые игры. Вместе с родителями устроили чаепитие во время, которого познакомились с семьями детей татарской, коми – пермяцкой, удмуртской национальности. Родители показали национальную одежду, рассказали о культуре своего народа и угостили сладостями.

Следующим шагом в работе я попыталась донести до детей, что детский сад это их второй дом, в котором они чувствуют комфортно, здесь всегда интересно, здесь твои друзья, что здесь тебе всегда рады, дала понять, что все мы здесь родные и близкие люди. Старалась сформировать чувство любви к детскому саду, бережное отношение к вещам, растениям. Дети выполняли много работ по изодеятельности в паре со своим дружком.

Оформила выставки рисунков на тему: «Я и мои друзья», «Мой детский сад». Прочитали с детьми много художественной литературы о дружбе.

Работой на данном этапе я хотела помочь детям прочувствовать на эмоциональном уровне образ «своего дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений, чтоб ребенок принимал свой дом таким, какой он есть и любил его и свой детский сад.

3этап: На третьем этапе велась обширная работа по знакомству с улицами, архитектурой, транспортом Кондратово.

Оформила в группе уголок с фотографиями деревни. Дети с интересом разглядывали их, узнавали знакомые места. Организовала с помощью родителей экскурсии по Кондратово: посетили библиотеку, музей Пермского района, на 9 мая ходили к памятнику и возлагали цветы, атак же узнали про новый памятник который посвящен воинам, погибшим в мирное время. Ходили с детьми в парк при храме «Скорбящая всех радости», а так же узнали что у нас есть часовня в «Новой слободе». Наблюдали за транспортом, за новостройкой, за людьми. Во время экскурсий дети узнали, где нас находится школа, больница, музыкальная школа, дом спорта, какие кружки и секции есть для детей. А так же узнали, что у нас есть полиция, пожарная часть, банк, почта, футбольное поле, каток и т. д. Совместно с родителями сделали выставку рисунков «Моя деревня». Активно участвовали в жизни Кондратово: мастерили игрушки на общую Новогоднюю елку, готовили небольшие подарки ветеранам, вместе с родителями ходили на праздник «День Кондратово» и т. д. Я хотела помочь детям прочувствовать, что где их дом, родина – все кажется особенным, прекрасным, родным. Все в нем до боли знакомо и дорого, вызвать уважение за свою «малую родину»

4этап: На четвертом этапе я познакомила детей с историей деревни. Используя фотографии рассказала в форме «посиделок», что деревня наша находится на реке Верхняя мулянка и располагается недалеко от левого берега реки Кама, рядом с «Красавинским» мостом. Даже на гербе Кондратовского поселения изображен этот мост. Рассказала, что деревня названа в честь Кондрата Бакланова, проживавшего в 17 – 18 в. Донесла до детей информацию о том, что раньше это был большой совхоз, где выращивали много овощей, и надаивали много молока, делали свою сметану, творог, масло, колбасу. Закрепили знания профессий: овощевод, полевод, животновод, механизатор и т. д.

Так же опиралась на фотографии, показала, что есть старое Кондратово (частный сектор) и есть Новое Кондратово (новостройки). Старалась показать как со временем менялась наша деревня, становилась все более цивилизованной, похожей на город. Дала детям знания о природе: что земля у нас в основном болотистая и ее раньше осушали, рядом есть лес, где много грибов и живут лоси, что ведутся торфяные разработки и поэтому образуется много маленьких озер.

Смоделировали с детьми макет из мелкого конструктора «Моя деревня, мой двор». Дети с большим удовольствием обыгрывали постройку. В конце четвертого этапа в игровой форме «телеинтервью» провела диагностику знаний детей по данной теме, используя в интервью такие вопросы как:

1) Представьте себе, что я никогда не была в Кондратово, расскажите мне о нем.

2) Расскажите мне так о своей деревне, чтоб я сразу узнала ее?

3) Чем тебе нравится твоя деревня?

4) Если бы ты был архитектором, что бы сделал для своей деревни, чтоб людям было удобно здесь жить?

Организовала выставку рисунков: «Если б я был архитектором».

Цель данного интервью обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой родине», вызвать эмоциональную отзывчивость по отношению к своей деревне.

Такая диагностика показала положительную динамику этой работы: 95% детей знают, что они живут в д. Кондратово; 92% - знают свой домашний адрес; 86% - как зовут их родителей и где они работают; 63% - знают названия улиц, объектов.

У детей хорошо развита речь, логическое мышление, память, воображение. В процессе работы по данной теме дети получили краеведческие, исторические сведения о своей деревне, о ее достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, культуре. Воспитывается любовь и уважение к своей «малой родине», семье, гордость за свою деревню, желание сделать ее лучше.

Работу по гражданско- патриотическому воспитанию планирую продолжить в подготовительной группе по следующим направлениям:

1)Родной город: «Маленький пермяк».

2)Родная природа.

3)Родная культура.

4)Символика Пермского края, г. Перми.

Публикации по теме:

Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Родина любимая — что мать родимая» Программное содержание:Воспитывать чувство патриотизма средствами устного народного творчества, интерес к прошлому нашей Родины. Учить доброте,.

Конспект НОД по реализации ОО «Коммуникация» в старшей группе «Россия — наша Родина» Непосредственно-образовательная деятельность. Коммуникация. Программное содержание: Познакомить детей с понятием Родина, Отечество. Формировать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя по формированию духовно-нравственного отношения к родной природе, культуре, традициям
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 12:28
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...