Получи документы

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе.

Надежда Сергеева
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе.

(Выступление на семинаре-практикуме)

Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей:

1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;

2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;

4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;

5. Включить родителей в образовательный процесс.

Публикация «Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе,» размещена в разделах

Мы попыталась строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми. В нашей группе почти все дети пойдут в школу, следовательно, мы должны формировать у них учебные навыки. В то же время, наши дети-дошкольники, следовательно, любят собирать, коллекционировать, играть.

Нами была создана предметно-развивающая среда, которая стимулировала бы развитие ребенка, оказывала позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. С этой целью, проанализировав комплексно-тематический план, мы выбрали ряд тем, реализации которых содействовало бы создание мини-музея.

Такими темами, на наш взгляд, являются: «Откуда хлеб пришел?», «Декоративно-прикладное искусство», «Народные традиции», «Космос и далекие звезды».

Работу по созданию нашего первого мини-музея («Музея ХЛЕБА») мы разделили на несколько этапов:

Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов» : что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с жизнью, о его государственной важности. Дети захотели узнать, как пекут хлеб, из чего; почему хлеб бывает белый, черный и серый; как люди выращивали и пекли хлеб раньше. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей Хлеба.

Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. Поскольку наш музей-«музей одного предмета», к работе подошли, используя системный подход или использование системного оператора. Этот подход используется в программах ТРИЗ и РТВ. За систему мы взяли хлеб, выявили надсистему, подсистему, определили, чем система являлась в прошлом, нашли ее составляющие в прошлом и будущем (подсистема) и частью чего она являлась в прошлом и станет в будущем (надсистема). Исходя из системного подхода, мы определили, какие экспонаты могут быть в нашем музее, обсудили это с детьми и родителями. Нам хотелось, чтобы кроме познавательных задач, музей Хлеба помог нам решать задачи нравственные -формирования у детей гражданской позиции, воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание уважения к труду хлебороба, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Работа в музее строилась по-разному. Здесь проходили беседы о том, как выращивали хлеб в прошлом, какие традиции с этим связаны, просматривали с детьми слайды и видео о долгом пути хлеба от зернышка до нашего стола. На занятиях по художественному творчеству дети создавали «образ хлеба» – колоски, хлебобулочные изделия. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы вспоминали сказки о хлебе, читали стихи, рассказы писателей. Заинтересовали детей опыты и эксперименты по проращиванию зерна «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами«Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее прошла акция «Береги хлеб». Мы прочитали детям стихотворение о 125 граммах блокадного хлеба, поговорили о голоде. Дети собрали весь хлеб, который остался после обеда, и взвесили его. Результат поразил детей. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу.

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Мы собрали разные виды зерна, разные хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки, сказки, рассказы и стихи о хлебе. У нас гербарии с разными видами злаков. Вместе с родителями дети говорят маленькие доклады об истории хлеба, о его пользе, о том, как хлеб спасал жизни людей во время войны. Вместе с детьми и родителями придумываем игры «Как хлеб растет», «Откуда хлеб пришел» и другие, изготавливаем макет хлебного поля. Все – экспонаты нашего музея. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится свои и значимы, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.

Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми хотим попробовать вырасти на окне рожь и поместить к нам в музей. Опыт заинтересовал детей, можно ли в наших уральских условиях вырастить из зерна полноценный продукт?

Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая продукцию из муки – макаронные изделия – мы собираемся создавать из них целые картины и поделки. Вместе с детьми мы хотим изготовить макеты хлебного поля, менять его экспозицию согласно времени года.

При правильной постановки работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

В нашем музее мы планируем собрать картину художников, посвященных хлебу, воспевающих труд хлебороба. Это картины Васнецова, Яблонской, Шишкина, Дауните,Савицкого и др.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

Развитие речи – словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомства с фольклором, с народной сказкой.

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т. д.

Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно-прикладным творчеством.

Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов.

Здоровье – формирование представлений о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Считаем, что наш музей играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Публикации по теме:

Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ.Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ. В нашем детском саду "Семицветик" - 26 групп и в каждой, есть мини - музей. Воспитатели творчески подошли к организации музеев, тематика.

Организация мини-музеев в группе.Организация мини-музеев в группе. На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе.
Опубликовано: 3 марта 2013 в 12:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД