Получи документы

Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников. Из опыта работы.

ТАТЬЯНА ФООС
Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников. Из опыта работы.

Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников, Из опыта работы,» размещена в разделах

Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологические сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления о природе. Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи: повеселить, отвлечь, разжечь фантазию и т. п. Поэтому авторы при отборе содержания не ставят перед собой цель дать точную научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторских фантазий. Характерным примером таких сказок являются сказки Р. Киплинга («Слоненок», «Как леопард стал пятнистым», «От чего у верблюда горб» и др.)

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

К таким произведениям относятся сказки : «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Корноушка» Э. Сетон-Томпсона; «Русачёк», «Подземный путешественник» Н. Романовой и другие.

В программе «Радуга», по которой работает наше дошкольное учреждение, широко используются познавательные сказки для ознакомления детей с окружающим миром. Разработчики программы «Радуга» предлагают использовать экологические сказки, придуманные воспитателями для экологического воспитания дошкольников. Несколько сказок предложено в методических рекомендациях к программе. Это сказки о листовичках и о деревьях. Дети переживают за героев сказок, следят за их действиями, встречами с их друзьями и врагами, охотно подключаются к рассуждениям о листовичках, которые попадают в различные ситуации и предлагают варианты выходов из них. Детям очень нравятся имена героев этих сказок, они с удовольствием их рисуют, лепят. Сказки помогли дошкольникам узнать много нового об обитателях леса, расширить экологические представления о лесном сообществе.

Мы придумали для своих воспитанников множество других экологических сказок. Составляя такие сказки, соблюдали следующие принципы:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи :

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.

Пользуюсь этими рекомендациями, мы сочинили такие экологические сказки : «Маленький Шур-Шур знакомится с мышонком», «Как гуляют по подземным туннелям», «Сказка о крылатках», «Одежда для почек», «Шур-Шур попадает в берлогу к медведице», «Шур-Шур узнает, зачем тигру полоски», «Приключение муравья», «Хитрые жуки-притворяшки», «Как божья коровка сад спасла» и другие.

Отметили, что у ребенка после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе. На наш взгляд, это является важным результатом.

Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям.

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-эксперементальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.

Использование экологической сказки на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия. Так, в течение года, по сезонам была проведена серия занятий о деревьях. На первом занятии использовалась сказка, предложенная авторами программы «Радуга». В ней дети познакомились с главным персонажем - Шур-Шуром, а также закрепили названия деревьев и умение их классифицировать. Итогом одного из таких занятий стала сказка «Как ходят деревья» Л. Толстого. На занятии на тему «Жизнь деревьев зимой» встала проблема о том, что поздней осенью, когда опали все листья и семена с деревьев и деревья стояли голые, можно подумать, что они все одинаковые. Но так ли это? После высказывания детей, предлагаем послушать сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка». Про одного умного зайчика, который умел отличать зимой одно дерево от другого. На обобщающем занятии по темы «О взаимосвязи всего живого в природе» в заключении читаем сказку Л. Толстого «На что нужны мыши».

На занятии использовали такие авторские сказки : «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Корноушка» Э. Сетон-Томпсона; «Русачек», «Серая звездочка» Б. Заходера и сказки, сочиненные педагогом: «Чудесная незнакомка», «Шур-Шур попадает в берлогу к медведице», «Шур-Шур узнает, зачем тигру полоски».

Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. Обычно наблюдения имеют взаимосвязь с занятиями по сезонам. Экологические сказки использовали как часть наблюдения или как побуждение к самому наблюдению, или итогом наблюдения.

После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.

Поздней осенью, при наблюдении за насекомыми, дети отметили, что все они исчезли. Высказывали свои предположения. Затем была рассказана сказка, сочиненная педагогом, «Шур-Шур знакомится с мышонком и они вместе гуляют по подземным лабиринтам». Из нее дети узнали, как зимуют насекомые.

При наблюдении за дождевыми червями, прочитана сказка «Шур-Шур попадает в трудную ситуацию, а так же узнает кое-что интересное из жизни дождевых червей». Дети предложили проверить полученные знания через опыт с дождевыми червями (как они продвигаются под землей).

Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители тоже подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с удовольствием рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями и рисуют к ним иллюстрации.

В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, для того чтобы рассказать малышам. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.

Разыгрываем небольшие спектакли кукольные и драматические, показываем их другим детям в детском саду. Перед Новогодними праздниками была разыграна сказка «Ёлкино платье» Э. Шима. Дети призывали не рубить ёлки, а сохранять их. Изготовили декорации для настольного кукольного театра по сказкам «История, в которой Шур-Шур узнает, почему тигр полосатый», «Подземный путешественник» Н. Романовой.

Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

По результатам диагностического обследования 35% выпускников обладают высоким уровнем освоения экологических представлений, 60% средний уровень и 5% низкий. Для диагностики использовали методику, предложенную Газиной О. М. и Фокиной В. Г. (МПГУ).

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Литература

1. Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми [Текст] : Учебно-методическое пособие, 5-е издание, стереотипное. – М. : ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 288 с.

2. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов. – Минск: Асар, 1996. – 112 с.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1999. – 184 с.

Публикации по теме:

Полезные ссылки. .

Родительское собрание на тему экологии. Родительское собрание. Тема: «Экологическое  воспитание в семье. Экология и мы»Цель:  Создать условия для сотрудничества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников. Из опыта работы.
Опубликовано: 28 сентября 2012 в 19:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД