«Волшебная стружка». Конспект занятия по ручному труду. Поделки из древесной стружки

Ольга Щербелева
«Волшебная стружка». Конспект занятия по ручному труду. Поделки из древесной стружки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 12 «Солнышко»

р. п. Юрты

Мастер-класс

Тема: «Волшебная стружка»

Учитель-логопед: Щербелева О. Л.

Цели и задачи:

Познание.

Расширить представления детей о свойствах дерева, его использовании и значении в жизни человека.

Труд.

Научить использовать деревянную стружку для изготовления сувениров, поделок и украшений, закрепить умение строгать, плести, вырезать заготовки с помощью шаблонов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коммуникация.

Формировать умение согласовывать в речи слова, обозначающие цвет, форму, величину, учить составлять словосочетания из существительных и прилагательных. Добиваться правильного употребления предлогов. Развивать артикуляционный аппарат, формировать в речи детей правильное произношение звуков. Развивать словарный запас детей.

Безопасность.

Закрепить знание правил безопасности работы с режущими инструментами (ножницы, рубанок).

Художественное творчество.

Учить красиво располагать узор на изделии, прививать эстетический вкус и аккуратность.

Оборудование и материалы: доска из осины, стружка, шаблоны, тиски, рубанок, ножницы, клей ПВА, кисточки, чашечки с водой, салфетки, карандаши, линейки.

В нашем детском саду два года назад проходил конкурс мини-музеев. Мы в своей группе оформили мини-музей «Дерево». С детьми была проведена большая работа по ознакомлению с видами деревьев, их свойствами, с использованием и применением дерева в жизни человека. Дети узнали, что люди издавна используют дерево для поделок и украшений.

После проведенных исследований пришли к выводу, что у всех деревьев разная древесина, у одних твердая, у других мягкая, податливая, которую легко пилить и строгать. Мы с детьми решили научиться работать с деревом, так как мы живем в поселке лесников, где родители детей занимаются деревообрабатывающей промышленностью, и этот материал нам более знаком и доступен.

Так как в нашей группе есть дети, которые нуждаются в помощи логопеда, мы привлекли к работе учителя-логопеда, поэтому вся работа с деревом сопровождается словом, произношением звуков, поговорок, речёвок, загадок и стихов.

Для работы с деревом мы используем инструменты: пилу, тиски, рубанок, ножницы, выжигатель.

Рассматривание инструментов сопровождаем стихами и загадками:

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катерком струится

Деревянный дымок.

(рубанок)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

(пила)

Два кольца, два конца,

Посредине гвоздик.

(ножницы)

Сначала мы попробовали дерево строгать. Для этого выбрали осину, так как это самое гибкое, мягкое, податливое дерево, за это резчики по дереву ценят осину и делают из нее разные поделки.

Мы взяли влажную без сучков осиновую доску, закрепили ее на столе-верстаке тисками, сделали строгание рубанком по всей длине доски равномерно и получили стружечную ленту. (Обязательно следить за техникой безопасности при работе с режущими инструментами.)

При изготовлении стружки использовали чистоговорки для закрепления произношения звуков:

Ка – ка – ка – очень ровная доска.

Ку – ку – ку – посмотри на стружку.

Цы – цы – цы – мы ребята – молодцы!

Вжик – вжик – вжик – стружка бежит.

Ша – ша – ша – наша стружка хороша.

Шо – шо – шо – я строгаю хорошо.

Жу – жу – жу – по доске рукой вожу.

Жу – жу – жу – я вам стружку покажу.

И так, мы получили красивую, в завитках стружку и задумались, как и куда ее применить, что же из нее можно сделать? Крутили, вертели, дули на нее, нюхали, поглаживали, трогали…Затем вместе с детьми решили сделать из стружки предметы: панно для украшения группы, браслеты, броши, ободок для волос, игольницу, вазочку и т. д.

Вот здесь и началась работа… Мы сделали с детьми мамам подарки к 8 Марта, подарки для малышей, подарки ко Дню Учителя сотрудникам детского сада, девочки сделали себе украшения и украсили групповую комнату.

Этапы работы со стружкой для изготовления

декоративного коврика.

1. Длинную стружку разрезаем на полоски необходимой длины с помощью линейки либо условной мерки и карандаша. Возьмем линейку и карандаш, отмерим нужную длину и поставим метку на стружке.

Карандаш держим в правой руке правильно. Закрепляем навыки измерения слева направо. Идет подготовка руки к письму.

Возьмем в руки карандаш,

Он теперь помощник наш.

Длину стружки выбирать,

Ножницами обрезать.

Раз, два, три, четыре пять,

Начинаем отмерять.

2. Приготовленную стружку опускаем в емкость с водой на несколько минут.

-Здесь при работе с водой закрепляем правильное произношение звука с: как льется водичка из-под крана – с - с – с – с. Теперь возьмем стружку и опустим в водичку. Пальчики опустим в воду. Трогаем стружку в воде.

3. Вынимаем из воды, тщательно протираем салфеткой и раскладываем на

столе.

-Дуем на стружку, губки трубочкой, щечки надуваем

– формирование воздушной струи через рот (трубочкой).

-Развиваем мелкую моторику рук.

-Закрепляем понятия длинная, короткая, слева, направо.

4. Начинаем плетение.

С детьми проговариваем стихотворение:

Коврик из стружки красивый такой

Из разных полосок сплету я с душой.

Яркими красками коврик горит,

Можно в подарок его подарить.

5. Концы готового коврика закрепляем с помощью клея.

6. Украшаем коврик.

Мы решили украсить коврик цветами. Для этого детям предложили трафареты лепестков, которые они обводят, вырезают и собирают в цветок.

При изготовлении цветка читаем стихотворение:

Сейчас сделаю цветочек,

В центре у него кружочек,

Лепестков, овалов пять.

Надо все их мне собрать.

Ромашка, словно солнышко,

Из стружки получилась

И теперь вся комната

Лучами засветилась.

Для детских пальчиков это трудоемкий вид деятельности, но все эти «трудности» прекрасно скажутся на развитии мелкой моторики пальцев рук.

Из стружки мы делаем и другие поделки

Например, при изготовлении стрекозы из стружки детям предлагаем загадку:

Это что за вертолет

Отправляется в полет

Над озерами, лугами,

Над цветущими полями?

И проговаривание чистоговорок для закрепления произношения звука з, развитие артикуляционного аппарата и формирование словарного запаса в речи детей.

За – за – за – к нам летит стрекоза.

Зу – зу – зу – мы поймали стрекозу.

Практическая работа

Освоив все правила работы со стружкой, мы смело можем приступить к выполнению задания.

Сегодня мы с вами попробуем сделать декоративное панно-коврик и украсим его цветами.

Основание – коврик у нас уже готово, так как коврик плетется аналогично, как из бумаги, для этого готовую стружку нарезаем на 20 коротких ленточек по 20 см. чтобы ленты не скручивались и не ломались, были гибкими, их надо положить в воду на 3-5 минут. Затем мокрую стружку протереть сухой и чистой тряпочкой.

С помощью ножниц выпрямляем стружку в прямые ленточки и раскладываем на стол гладкой стороной вверх, плетем коврик, кончики закрепляем с помощью клея ПВА.

Затем, чтобы украсить коврик-панно, делаем лепестки для цветов.

Например, РОМАШКА.

Разметку деталей лепестков можно сделать по шаблону, а можно и на глаз. Обязательно напомнить технику безопасности при работе с ножницами. Лепестки можно украсить, то есть сделать украшение электровыжигателем или просто покрасить красками, это придаст им объем и яркость. Но, предварительно, лепестки мочим в воде, чтобы они стали мягкими и при вырезании не ломались и легко закручивались.

Затем, используя клей ПВА, собираем лепестки в бутон, приклеиваем круглую серединку, можно завитки, кудряшки из стружки, листочки по краям. Итак, наши детали соединены и у нас получился цветок. Теперь мы его приклеиваем на коврик и добавляем листочки, завиточки из стружки.

Изделия из стружки получаются очень красивые, оригинальные, своеобразные, а главное, сделанные своими руками.

Публикации по теме:

Цветочная полянка из карандашной стружки…Цветочная полянка из карандашной стружки… Однажды,когда точила карандаши для занятий,я заметила,что стружка,которая остается от карандашей может быть разной:короткой или длинной!Длинная.

На лугуНа лугу Поделка воспитанников второй младшей группы из карандашных стружек. Стружка – прекрасный материал для аппликаций. При желании и умении.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Волшебная стружка». Конспект занятия по ручному труду. Поделки из древесной стружки
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 08:23
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Осенний утренник для детей старшей группы «Осень в гости к нам пришла»
Дети под песню "Осень пришла"- на носочках вбегают в зал и выстраиваются в 4 колоны, выполняют под музыку упражнение с листочками. Затем выстраиваются...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...