Папки-передвижки

Изменение механизма голосообразования в период мутации

Галина Семененко
Изменение механизма голосообразования в период мутации

В публицистической литературе многие авторы затрагивают проблему изменения механизма голосообразования в период мутации. Изучением этого процесса занимались с давних пор. Этой проблеме посвящены публикации (1960 года) статей лучших учителей пения того времени: Н. М. Шереметьевой (руководителя хора Толмачёвского детского дома Ленинградской области); Холм Лук (руководителя хора базовой школы педагогического училища г. Тарту); В. Томингас (Таллин); Г. Вейе (Караганда) и других. Многие авторы по разному дают описание этого процесса. Одни считают, что в этот период нужно прекратить занятия в хоре, другие наоборот. Не совпадают деления мутационных периодов по возрастам. В связи с изменением экологии, условий жизни, акселерацией и другими явлениями – более поздние, авторы заметили, что мутация (перемена, ломка) у современных подростков наступает гораздо раньше, чем у подростков прошлых поколений. В связи с развитием нейрохирургии, медицины, возрастной психологии специалисты дали научное обоснование этому явлению.

Публикация «Изменение механизма голосообразования в период мутации» размещена в разделах

Вопрос мутации голоса не отделим от голосового режима у детей в мутационном периоде с точки зрения охраны голоса. Он приобретает у нас особое значение, так как именно в этом периоде больше, чем когда-либо наши дети подвергаются опасности порчи и срыва голоса.

В публикации «Детское пение и охрана голоса детей» (Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе) И. И. Левидов [61. С. 137] пишет, что на основании литературных данных период мутации, то есть полного перехода из детского в мужской, может длиться от нескольких недель (4-6, месяцев (3-6 до 2-3, а иногда и до 5 лет.

Разница между проявлениями мутации у мальчиков и девочек настолько значительна, что перемены, происходящие в голосе последних, по мнению Левидова, определить термином «Эволюция голоса», в отличие от «мутации», которая должна обозначать быстрый, резко проявляющийся у мальчиков перелом голоса. Наиболее часто мутация у мальчиков продолжается около 1 года. Формы протекания весьма разнообразны. Говоря о необходимости осторожного обращения с голосом в мутационном периоде, надо иметь в виду, главным образом мальчиков, для которых при мутации, а в особенности в остром периоде, пение очень вредно и разрушает голос (считает автор).

В отношении девочек переходного возраста также необходимы практические меры, но по иной причине, а именно потому, что у них как раз в это время пробуждается неудержимая потребность к пению. Не испытывая обычно каких-либо заметных затруднений при пении, девочки переходного возраста много поют, совершенно не считаясь с трудностью исполняемых произведений и их характером, ни с тесситурой и так далее. Чтобы преодолеть встречающиеся трудности и достигнуть необходимой звучности голоса, они, не зная и не учитывая естественных возможностей своего ещё недостаточно окрепшего голосового аппарата (всё же переживающего в мутационном периоде кое-какие, хотя бы и слабо выраженные, патологические изменения, перегружают голос, тем самым, приобретая ряд вредных навыков, крайне отрицательно отражающихся на качестве голоса, а во многих случаях окончательно его губят [61. С. 137].

В публикации «Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса» В. И. Сафоновой [52. С. 29] говорится о необходимости дозировки пения, гигиене голоса подростков, но не прекращений занятий в период мутации. Он рекомендует мальчикам щадящую методику, чтоб не допустить перегрузки голоса. Голосовой аппарат девочек также претерпевает существенные изменения : появляются сипота и хрипота, а в редких случаях на короткое время может наступить полная потеря голоса. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость.

Малевская Т. Д. в публикации «Опыт работы по сольному пению с детьми» [61. С. 215] проанализировав сведения, полученные от руководителей ряда хоров и фониатрические наблюдения в лаборатории целиком, подтверждает необходимость продолжать регулярное пение в эти годы. Ряд юношей, певших в мутационный период, имеют профессиональные голоса, и все испытывают большое удовольствие от пения (по утверждению автора, но нацеливает на необходимость соблюдения щадящего режима, говоря о том, что кто не выполняет режима голоса, лучше в эти годы не петь совсем, чем петь неправильно.

Дмитриева Л. Г. и Черноиваненко Н. М. в «Методике музыкального воспитания в школе» отметили свои наблюдения, что в последние десятилетия часто наблюдаются случаи, когда мутация начинается у мальчиков в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но протекает он у них не одинаково [19. С. 103].

Характеризуя особенности работы с детским хором Л. Шамина в монографии «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» [62. С. 81] так же рекомендует соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам.

Подробная характеристика изменения механизма голосообразования в период мутации у подростков дана в монографии А. Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» [37. С. 49-53]. Автор констатирует, что после 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка. В связи с этим, возникают изменения и в голосовом аппарате. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба (у мальчиков, развивается подвижность мягкого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полости, увеличивается объём этих полостей. Происходит смена голоса - мутация, то есть переход детского голоса во взрослый.

Мутация протекает очень различно. Она в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья человека и от климатических условий. У детей, живущих в средней полосе, половое созревание охватывает в среднем возрасте от 14 до 17 лет. У подростков южных национальностей оно протекает раньше. Детский организм, ослабленный частыми инфекционными и различными общими заболеваниями, мутирует позднее.

В одних и тех же климатических условиях, в зависимости от индивидуальных особенностей организма (от состояния здоровья и главное от развития психики) мутация может быть ранней (с 11 лет) или запоздалой (позже 17 лет). Это – отклонение от общей закономерности, аномалии мутации.

Смена голоса у мальчиков и девочек происходит различно. Этот процесс у девочек протекает менее заметно и менее болезненно, чем у мальчиков. У девочек он обычно развивается постепенно, спокойно, в то время как у мальчиков наблюдается резкое скачкообразное изменение голоса. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. Формирование взрослого женского голоса происходит в основном на базе крепнущего среднего регистра (первой октавы). В период полового созревания отмечается быстрый рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1/2. А гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения у мальчиков выражены ярче и потому вызывают более резкие нарушения в голосообразовании.

В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную, собственно мутационную и стадию завершения мутации, которые характеризуются определёнными признаками. Все признаки мутации выявляются :

- по изменениям в звучании голоса;

- по субъективным ощущениям поющих детей;

- при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, даёт возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации.

Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляются неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается лёгкое воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого количество слизи на голосовых складках, вялость их смыкания.

В средней, собственно мутационной стадии все явления прогрессируют. Усиливается охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. Значительно укорачивается диапазон детского голоса. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука – это является самыми характерными признаками этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо, тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами : детским и более низким, близким по звучания к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше.

Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие» призвуки, отмечается резкая стёртость тембра и падение силы звука (беззвучие) на среднем участке диапазона (ми1 – си1; фа1 – до2).

В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения в гортани : сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых складок, отёчность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани, воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми, покрытыми обильной слизью, иногда отёчными, в состоянии несмыкания, особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей заканчивается позже мутации.

Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (ре м – ре1, иногда и больше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. Бывает трудно отличить баритон от тенора.

Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса ещё и не имеют полного диапазона.

Мутация в среднем длится около 1 лет. Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. «Мускулатура, управляющая голосовыми связками (складками – А. М., развивается и крепнет под влиянием пения: чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением». Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, то есть возможной средней силы; их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать (через 3-5 минут, почти столько же, сколько пели.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1-2 месяца после появления первых менструаций.

Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья - завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль учителя пения в этот период особенно значительна.

Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно ощущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, то есть поют ещё несвойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчику можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре м – ре 1.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и лёгкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования.

При работе с такими подростками следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за детьми в период мутации и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе учителя пения.

Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутация проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь лёгким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.

В развитии певческих голосов школьников ясно выражены три периода.

1. Домутационный :

до 9-10 лет – период фальцетного звукообразования (I-III классы);

с 9-10 лет до мутации – период наиболее полного выявления всех возможностей детских голосов : тембра, силы, типа голоса (III-V классы);

2. Период мутации (VI-VIII классы);

3. Период возмужания взрослого голоса (IX-X классы). Это послемутационный период, в который ещё могут сохраняться остаточные явления мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты, неровность звучания на протяжении всего голоса и так далее). Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают ещё формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идёт дальнейшее развитие взрослого голоса.

В современной музыкальной педагогике появилось новое направление – учёт в работе практиков новых экспериментальных данных о развитии детского певческого голоса. В 1994 году Ю. Е. Юцевич – педагог-исследователь, наблюдая за уроками музыки в школе, детской художественной самодеятельности, отметил, что у современных школьников ярко наблюдается изменение картины развития певческого голоса. Обусловлено это рядом факторов, связанных:

- с экологическим состоянием в регионах;

- нервным переутомлением и развитием хронической депрессивностью ребёнка;

- с процессом акселерации, существенно отразившимся на всём растущем человеческом организме : сердечно-сосудистой, костно-мышечной и эндокринной системах.

В течение ряда лет педагогами и учёными обследовались школьники от 7 до 17 лет, по методике В. Морозова (1958, в основу которой положено изменение уровня высокой певческой форманты (ВПФ) в спектре голоса. Показатели современных детей сопоставили с показателями детей 60-х годов ХХ века. Результата подводились раздельно у девочек и мальчиков.

Процесс развития певческого голоса у современных девочек заметно отличается от протекания аналогичного в 60-е годы и имеет три периода :

от 7 до 11 лет – когда голос развивается наиболее интенсивно;

от 12 до 14 лет – когда проявляются и обостряются эволюционные изменения, которые приобретают массовый характер; хотя первые признаки эволюционных изменений наблюдаются в 8-9 лет. У школьников 60-х годов период 12-14 лет был периодом голосового расцвета;

с 14 лет, когда постэволюционные процессы протекают неярко выражено и замедлено.

Затянутый мутационный период менее всего отражается на изменении голоса у девочек астенического телосложения с неярко выраженными вторичными половыми признаками. Поэтому с педагогической точки зрения наиболее благоприятным для вокального обучения является период с 7 до 12 лет. Начиная с 5 класса, вокальная нагрузка у девочек должна снижаться, а работа по певческому развитию проводится по щадящей методике с соблюдением норм охраны и гигиены голосового аппарата. С 8 класса (15 лет) рекомендуется возобновлять работу в прежнем режиме.

Развитие голосов у мальчиков имеет родственный характер. Мальчики 90-х годов, 7-8 лет превосходят по уровню высокой певческой форманты своих сверстников на 2,5%. Но уже в 8-9 лет происходят предмутационные изменения. 10-11 лет – пик расцвета голоса, по уровню высокой певческой форманты выше на 7,3%, чем в 60-е годы (тогда расцвет 15-16 лет).

13-14 лет – пик мутации у мальчиков 90-х.

В 15 лет – начинается постмутационый период.

У школьников 90-х в 16-17 лет начинается вторичная мутация. Ранние признаки мутации наблюдаются у упитанных мальчиков гиперстенического сложения. Они продолжаются на протяжении нескольких лет, протекают вяло и малозаметно.

У нормастенических мальчиков с хорошим мышечным развитием мутации протекает более бурно и быстро (около года, хотя постмутационные явления наблюдаются очень долго.

У мальчиков астеников, слабо развитых физически, «детский» голос сохраняется очень долго. Именно они, как правило, долго поют в хорах, хотя они часто болеют, быстро устают.

Сравнение уровней ВПФ у девочек и мальчиков показало, что голоса мальчиков 1-4 классов примерно в 2-2,5 раза богаче ВПФ у девочек. Поэтому создание хоров мальчиков в начальных классах перспективнее в художественном отношении.

Пик мутации у всех современных школьников, связанный с акселерацией приходится на 6-7 классы (12-13 лет). Голоса этих детей нуждаются в щадящем режиме работы.

На голосовой аппарат учащегося ложится большая нагрузка. Поэтому ученик должен, прежде всего, сам хорошо осознавать опасность голосового перенапряжения и строго следовать правилам режима и гигиены голоса, то есть профессионально относиться к своему голосу.

Все правила гигиены должны очень тщательно выполняться в отношении детских голосов. Детям свойственна эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике в повседневной жизни. Постоянная громкая речь и крик наносит непоправимый вред детским голосам.

От того, как будет развиваться голос ребёнка и, особенно от режима во время мутации зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса, так как красивый тембр может сохраняться и после мутации. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов.

Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, то есть овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию. Охрана детского голоса в основном сводится :

- к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;

- к воспитанию правильных певческих навыков;

- к необходимому режиму во время занятий пением;

- к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.

Факторы, отрицательно воздействующие на развитие голоса в период мутации :

- Несвойственная детскому голосу тесситура высокая или низкая.

- Неправильная организация и режим занятий ( необходимо учитывать физиологические особенности: возрастные и индивидуальные).

- При некоторых пороках сердца и заболеваниях лёгких петь нельзя (голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении).

- Неправильный режим сна (не менее 7 часов в сутки).

- Режим и качество питания (переполненный пищей желудок ограничивает подвижность, свободу движений диафрагмы и тем самым затрудняет певческое дыхание); нельзя в пищу употреблять пряности: корицу, гвоздику и так далее; орехи, семечки. Их размельчённые частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки. Употребление холодных напитков и мороженного после пения очень вредно, когда гортань разгорячена, ткани переполнены кровью. Постоянное употребление горячей пищи вызывает сухость слизистой оболочки, что затрудняет пение.

Особый вред приносит употребление алкоголя, который обладает обжигающим действием на слизистую оболочку горла. Голосовые складки краснеют, отекают и покрываются слизью. При частом употреблении алкоголя появляются охриплость в голосе, это ведёт к серьёзным заболеваниям голосового аппарат. Кроме того, алкоголь, как яд, истощает и разрушает нервную систему.

Табак и табачный дым ведёт к хроническим воспалительным процессам.

Злоупотреблением голосом.

Фонастения – это функциональное заболевание, связанное с нервным переутомлением голосовых органов.

Несмыкание голосовых складок (как самостоятельное заболевание, или следствие ларингита).

Узелковое заболевание голосовых складок.

Кровоизлияние в голосовую складку может произойти у певцов при пении в менструальные дни. Наилучшим лекарством при всех острых заболеваниях голосового аппарат является полный покой, строгий режим молчания.

Простудные и другие заболевания дыхательных путей.

Насморк – отключение носа, как резонатора.

Грипп – даёт осложнения на гортань, несмыкание складок, ларингит.

Катар верхних дыхательных путей – вызывает сухость, ощущение жжения.

Хронические ангины, тонзиллиты – воспаление гортани, при длительном воспалении миндалин – операция; что повреждает мышцы, поднимающие мягкое нёбо (появление гнусавости).

Воспаление трахеи – тяжесть, неудобство, боль, форсированное дыхание, перенапряжение голоса, ухудшение качества глосса: силы звука, тембра.

Нужно укрепление организма, закаливание, спорт.

В проблеме изменения механизма голосообразования в период мутации затронут вопрос охраны и гигиены детского голоса. Эта тема хорошо освещена в публицистической литературе под редакцией Соколова «Работа с детским хором» В. И. Сафоновой. В публицистике И. И. Левидова «Детское пение и охрана голоса детей». В методике работы с детскими вокально-хоровыми коллективами под редакцией М. С. Осеннева.

Рассмотрев позицию педагогов по вокально-хоровому исполнительству, медиков, психологов, относительно пения подростков в период мутации мы приходим к выводу:

- не только допустимости, но и желательности пения в эти годы;

- важность роли систематических и правильных занятий в мутационный период;

- соблюдения гигиенических и охранных мер во время репетиций.

Публикации по теме:

Адаптационный период Адаптационный период – самое трудное время для вновь прибывших детей, и вызывает, как, правило серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна.

Фотоотчет о работе в летний период.Фотоотчет о работе в летний период. Столько света! Столько солнца! Столько зелени кругом! Наступило снова лето, И тепло пришло к нам в дом. А вокруг так много света, Пахнет.

Изменение содержания (условий) рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Трудности и пути решения Совершенствование основной общеобразовательной программы, как средство повышения качества образования. Изменение содержания (условий) рабочей.

План на летний оздоровительный период Детский сад №50 ПЛАН ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2015 год Организация образовательной работы Детского.

План работы на летний период План работы на летний оздоровительный период муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 с. Селты.

Планирование в летний период мл. гр. понедельник «18» июля 2016 г. «Неделя здоровья» Задачи: Овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,.

Работа с детьми в летний периодРабота с детьми в летний период Лето—это очень удивительная пора, когда детям можно вдоволь гулять,наслаждаться солнцем и свежим воздухом,бегать и прыгать. Летом природа.

Рекомендации в адаптационный период Чтобы привыкание вашего ребёнка к детскому саду проходило легко и безболезненно, мы рекомендуем Вам: 1. По возможности отучать ребёнка от.

Режим дня для детей средней группы «Холодный период» (теплый период года) Режим дня для детей средней группы Холодный период Содержание режима дня время Утренний прием, осмотр, индивидуальное общение воспитателя.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Цель: формировать умения определять падеж.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Изменение механизма голосообразования в период мутации
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 12:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД