Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей детей

Ольга Ерошова
Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей детей

Ерошова О. Н.

воспитатель второй квалификационной категории

МБДОУ детский сад №12 «Дюймовочка»

Г. Гуково Ростовской области

Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности.

В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада (пятый и шестой год жизни) дети еще не овладели графическими средствами изображения, техникой рисования, они испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию [Комарова Т. С. как научить ребенка рисовать].

Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить прекрасное, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от него четкого графического изображения, и постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. В детское творчество я включаю разные материалы: краски акварель и гуашь, карандаши, мелки, пастель, фломастеры, свеча плюс акварель и т. п. и учу детей пользоваться этими материалами и способами работы с ними в соответствии с их средствами выразительности. Это позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно.

Очень важно создать необходимую атмосферу психологического комфорта, принимать малыша таким, какой он есть, верить в его творческие возможности и создать условия для самовыражения.

Важное место на занятиях изобразительной деятельностью я уделяю таким элементам, как линии, пятна, элементы декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.

Для совершенствования хроматического вкуса ребенка использую следующие способы:

1. при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить);

2. отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);

3. проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный и т. д.

На занятиях с детьми обсуждаем, какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.

1. Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные, какие бывают цвета (холодные, теплые).

2. Рассматриваем репродукции и картины (подлинники). Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.

3. Играем в дидактическую игру «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован.

4. Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.

5. Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:

а) беру кисть правильно: тремя пальчиками, над железным пояском;

б) обмакиваю кисть в баночку с краской, лишнюю краску снимаю о край;

в) плавными движениями, не прижимая кисть к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;

г) промываю кисть в воде;

д) сушу ее о салфетку;

е) кладу кисть на подставку.

6. Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».

7. Знакомство с приемами ТРИЗ (набрызг, закрашивание паралоновым тампоном, налепом).

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:

1. ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

2. у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;

3. сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;

4. рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;

5. нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

Алгоритм работы с детьми на занятии рисования.

Тема: «Рисование животных. Дельфин».

1. Дома посмотреть программу «Подводная одиссея команды Кусто», мультфильм «Девочка и дельфин», иллюстрации с изображением дельфина с целью рассмотреть дельфина в естественной среде обитания (внешний вид, повадки, движения, окраску, форму);

2. игровое упражнение: передать особенности движений, повадок дельфина под музыку;

3. поэтапное рисование дельфина;

4. знакомство с различными способами изображения одного и то же объекта (мультипликационная графика, комикс, использование нестандартных приемов закрашивания);

5. творческая работа на тему «Вот дельфины разные смотрят на тебя умными глазами»;

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Роль воспитателя - не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.

Литература:

1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной – М. : «Лист», 1999.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль. : Академия Холдинг., 2001.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.

6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004.

7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2004

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

9. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000

10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.

11. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1988

12. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.

13. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002

14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей детей
Публикации по теме:

Создание благоприятных условий для совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательного процессаСоздание благоприятных условий для совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательного процесса Методическое объединение старших воспитателей города Гуково функционирует уже более десяти лет. За это время очень много было отработано.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей детей
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 20:16
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель: Познакомить...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Среди многочисленных праздников День матери- самый трогательный, нежный праздник. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным, ведь мамы...
Фотоотчет о празднике «Осень золотая»
Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
2 неделя ноября Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака,...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования 1 младших групп на...