Изучение фольклора как средство развития речи детей

Инна Сухорукова
Изучение фольклора как средство развития речи детей

Изучение фольклора как средство развития речи детей

Изучение сказок в ДОУ

Русская народная сказка – это жанр устного народного творчества, который помогает ребёнку входить в окружающий мир. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы.

Возможности сказки велики, они позволяют проводить занятия с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех сторон психической деятельности ребенка. Такие «сказочные занятия» развивают воображение, склоняют к фантазированию, так же они развивают правильную речь.

Ребенок не раз слушал сказки о репке, курочке-рябе, к трем годам он научился рассказывать их сам.

На занятиях воспитатель знакомит детей с новыми сказками, которые уже значительно длиннее, сложнее по сюжету, по языку. Это народные сказки Теремок, Колобок.

На четвертом году детям читают «Три медведя» Л. Толстого, «Снегурочка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Заяц, лиса и петух», «Петушок и бобовое зернышко».

Во всех этих сказках использован прием цепного развития действия: сходные эпизоды, реплики повторяются. Это сосредотачивает внимание ребенка, помогает пониманию и запоминанию. Важно направить его внимание на усвоение общего смысла сказки, научить следить за развитием действия, вызвать сочувствие к героям.

Знакомя детей с народными сказками, следует учитывать вариативность их содержания. Для рассказывания двух-трехлетним следует подобрать тот вариант, который максимально отвечает возможностям восприятия, соответствует их психологии. Малыши остро переживают драматические события сказки, они хотят, чтобы все кончалось хорошо, поэтому им надо рассказывать сказки Колобок и Теремок в обработке М. Булатова, а сказку о козе и козлятах — в обработке К. Ушинского. В этих вариантах конец счастливый: жители теремка построили себе новый дом, лучше прежнего; а волку не удалось обмануть козлят, и они остались невредимыми.

В сказках главные герои - это животные, которые сталкиваются с проблемами, подобными тем, что переживают реальные люди. Народная мудрость нашла идеальный образ героев для малышей – животных, на примере которых ребенку легче объяснить и отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса; сильный, как медведь; злой, как волк; трусливый, как заяц; преданный, как пес и тому подобное.

Почему именно сказки являются столь мощным инструментом для воспитания, обучения детей? Потому что дети мыслят образами. И лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им. Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.

Воспитание чуткости у детей через сказку - это еще одно преимущество сказки перед другими средствами воспитания. Чуткость, сочувствие, соучастие, искренность – именно эти оттенки чувственности формируются в душе ребенка, который вырастает не циничным, а отзывчивым человеком. Сказка помогает развить в них любовь к животному миру и братьям нашим меньшим.

Отмечая роль детских сказок в развитии малыша, стоит сказать о том, что сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы. Итак,сказка делает речь детей красивой, образной, эмоциональной.

Публикации по теме:

Мы участники конкурсаМы участники конкурса На бескрайних просторах интернета мы нашли всероссийский конкурс детского рисунка "Сказки мира". В таких конкурсах мы ещё ни разу с детьми.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Изучение фольклора как средство развития речи детей
Опубликовано: 16 января 2014 в 18:36
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...