Изучение малых форм мордовского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Жданкина
Изучение малых форм мордовского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2007) отмечается, что образование должно обеспечить сопряжение общегосударственных интересов с потребностями и интересами общества, его народов, сформировать отношения сотрудничества между ними, развивать языки и культуру народов России, что в целом будет способствовать межнациональному согласию, единству и целостности государства. В связи с этим в современном обществе большое внимание уделяется этнокультурной направленности образования.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. А именно изучение малых форм мордовского фольклора - это целый мир ярких, радостных, наполненных жизненной силой и красотой ценностей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Фольклор – коллективное творчество народа, поэтому мы начинаем знакомство с фольклором в детском саду уже детьми раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. («Тю-тю, баю-бай, «Ладушки», «Нюрямня» (колыбельная). Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, дети начинают притопывать, приплясывать, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение.

Изучая уже малые формы мордовского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста, я ставлю перед собой следующие задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

развивающие:

- развивать творческие способности детей;

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, я в своей работе делаю акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.

Для осуществления и реализации всех этих задач я использую программу и методические рекомендации «Валдоня» под редакцией И. М. Фадеевой. Она направлена на воспитание и пробуждение интереса к мордовскому фольклору. Но большую помощь оказывает пособие Осиповой А. И. «Ёфксонь-моронь эшиня».

Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для детей форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально начинать со сказок, игр, потешек и других малых фольклорных форм.

Если на первых этапах в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада я использую короткие стишки-пестушки, их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. То позднее следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем загадок, сказок.

При ознакомлении с мордовским фольклором необходимо подвести детей к пониманию того, что у каждого народа есть свои произведения устного народного творчества, иногда они совпадают по содержанию, идее, но каждый народ находит свои средства выражения этого содержания, в каждом произведении есть свои персонажи, образы, которые соответствуют народным обычаям, традициям, истории развития.

Впоследствии сформировать представления о жанрах. В сказке происходят волшебные события, говорят животные и птицы, есть необычные персонажи: Юртава -хранительница дома, Ведява - богиня воды, Вирява - богиня леса и плодородия, Паксява - хозяйка поля и т. п., встречаются загадки-задачи, проверяющие ум, мудрость и хитрость героев сказки.

Очень часто, чтобы закрепить знание особенностей малых мордовских фольклорных жанров, специфики их использования в конкретной речевой ситуации я в своей практике использую упражнение «Как помочь?»: показать детям картинки с изображениями на них жизненных ситуаций, предложить подобрать к ним малые фольклорные формы и обосновать свой выбор.

Например: «Малыш плачет и не может заснуть. Что делать?» (СПЕТЬ КОЛЫБЕЛЬНУЮ: «Тютю, балю, баюня»). «Дети ссорятся, кому быть водящим? Что поможет их помирить?» (СЧИТАЛКА). «Мама умывает малыша. Что она при этом может говорить?» (ПРИГОВОРКУ). Очень долго нет дождя. Как можно попросить дождь? (ЗАКЛИЧКОЙ «Тук, тук, пиземня»). «Чем можно рассмешить загрустившего товарища?» (ПОТЕШКОЙ: «А тяпуня, тяпуня»). При этом особое внимание обращается на употребление названия жанров фольклорных произведений.

Простота мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Наблюдая за игрой детей, я не раз замечала, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривали «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

Используя в своей речи пословицы («Кодама кяльце - стама и мяльце», «Мезе азат - сянь кулят») и поговорки ("Мордва проста с виду, да не даст себя в обиду") дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. У детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Созданный мордовским народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Мордовская подвижная игра имеет символическую информацию о прошлом, через нее передается многовековой опыт народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребёнка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

В содержание сюжетных мордовских подвижных игр заключён большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребёнка, развитию воображения.

Тематика игр, которую я использую в своей практике, очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «В базар», «В карусель», подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В волков», игры на развитие силовых качеств: «Раю-раю», «Наша горка».

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением.

Таким образом, через использование таких малых форм мордовского фольклора, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки я стараюсь развить не только речь, память, мышление моих детей, но и привить любовь и уважения к мордовской национальной культуре. И результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть

родным языком, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Публикации по теме:

План работы с родителями по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора» План работы с родителями по теме: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА» Дата Тема Форма.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Изучение малых форм мордовского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 19:25
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...