Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста

Анжелика Соломина
Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста

Соломина Анжелика Петровна,

воспитатель

МДОУ «Сернурский Центр развития

ребенка – детский сад «Колокольчик»,

п. Сернур

ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕРЕВЬЕВ

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений деревьев нашего парка.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- Познакомить детей с историей создания парка в п. Сернур.

- Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев в разное время года.

- Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

- Формирование экологического отношения детей к природе.

- Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.

Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. Рядом с нашим поселком находится парк имени 20-летия Победы, любимое место отдыха жителей Сернура. Осиновые, березовые рощи, еловые, сосновые и лиственничные посадки являются истинным украшением Сернура.

Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Поэтому мы с родителями решили поближе познакомить наших детей с парком и отправились на экскурсию. Мы познакомили детей и родителей с историей парка, с его обитателями. У всех возникло желание сохранить природу нашего парка, содержать его в чистоте. Именно во время прогулок и экскурсий, через познание, прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

В качестве объекта исследования выбрали деревья нашего парка. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения). Деревья, которые должны знать дети во второй младшей группе: береза, ель, клен, рябина, дуб.

Условия для изучения

1. Создана предметно – развивающая среда, обогащенная методической и детской литературой, иллюстрациями, картами.

2. Созданы методические разработки: серии занятий, развлечений, праздников, экскурсий, игр.

3. Создан уголок природы, мини – лаборатория, «Центр воды и песка».

Ожидаемые результаты

1. Развитие познавательной активности детей.

2. Повышение уровня знаний у родителей и детей о природе родного поселка, охране природы.

3. Непосредственное участие родителей и детей в изучении сезонных изменений деревьев и в организации различных экологических мероприятий.

Содержание работы

Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме. Старичок - Парковичок прислал письмо детям, в котором он попросил детей изучить деревья в парке и собрать альбом «Деревья нашего парка».

Содержание этапов изучения

Изучение включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Содержание Срок Задачи

1 2 3

I этап – подготовительный

Анкетирование родителей об экологическом воспитании в детском саду.

Первичная диагностика детей

июнь - август Выявить уровень экологического воспитания дошкольников и родителей

Экскурсия в парк с родителями

Знакомство с историей создания парка, его флорой и фауной

Выбор дерева, которое нравится больше всего Узнать название дерева, познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, обнять, погладить кору, полюбоваться его красотой, познакомиться с особенностями его внешнего вида (цвет коры деревьев, форма листьев)

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах.

Дидактическая игра «Собери дерево» Дать представления о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья, иголки).

Дидактическая игра «Определи дерево по листочку» Учить различать деревья по листьям и называть их

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Выставка рисунков «Портрет моего дерева»

II этап – исследовательский

Экскурсия в парк с родителями

сентябрь - ноябрь Расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев

Игра «Найди и принеси красный, желтый, зеленый, оранжевый лист» Знакомить с осенним явлением природы – листопадом. Учить различать листья по цвету

Изготовление гирлянд из осенних листьев Учить детей видеть красоту осенней природы

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.

А. Плещеев «Осень наступила», К. Бальмонт «Осень», Л. Толстой «Осень», Л. Твардовский «Лес осенью»

Дидактическая игра «Назови плод» Познакомить с плодами рябины, дуба (желудь, ели (шишка).

Дидактические игры «Найди самый большой лист»,

«Разложи листочки по цвету»

«Раз, два, три – к березе, елочке…. беги» Учить различать листья деревьев по размеру, цвету, форме

Пение песни В. Петренко, Ю. Михайленко «Осень»

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Выставка композиций «Осень золотая»

Экскурсия в парк с родителями

декабрь – февраль

Расширить представления детей о характерных признаках зимы, уточнить представления об изменениях, происходящих в жизни деревьев зимой (на деревьях нет листьев, на ветках деревьев лежит снег, березу можно отличить по стволу дерева, елка не изменилась (иголки, на рябине сохранились ягоды. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе, вызывать желание любоваться ими.

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями деревьев зимой.

С. Есенин «Береза», Л. Воронкова «Снег идет», Н. Некрасов «Зима»

Выставка рисунков «Зимний парк» Учить показывать в рисунке особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период

Рисование ветки рябины пальчиками Расширить представление о рябине, о ее значении для птиц зимой

Изготовление кормушек для птиц Формировать желание помогать птицам зимой

Пение песен М. Еремеева «Снег идет».

Игра «Ой ты, зимушка – зима»

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

«Конкурс кормушек»

Экологическая акция «Елочка, живи»

Экскурсия в парк с родителями

март - май

Расширить представления детей о характерных признаках весны, уточнить представления об изменениях, происходящих в жизни деревьев весной (на деревьях появились почки, из почек распускаются маленькие листочки)

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями деревьев весной.

А. Плещеев «Весна»

Наблюдение за птицами (Птицы вьют гнезда на деревьях. В скворечниках живут скворцы. Птицы сидят на ветках и весело поют) Формировать желание наблюдать за птицами, сидящими на ветках деревьев

Пение песни А. Филиппенко «Песня о весне»

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Акция «Чистый парк»

III этап - обобщающий

«Праздник Русской березки»

Создание альбома «Деревья нашего парка»

В основе обобщающего этапа лежит «Праздник русской березки», где дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итог изучения:

Итогом исследования стало обобщение результатов нашей работы в альбоме «Деревья нашего парка»

1. В ходе изучения у детей возрос интерес к жизни и сезонным изменениям деревьев.

2. С помощью различных игр дети закрепили цвет, форму овощей, проявляли внимание, усидчивость и настойчивость в достижении цели.

3. Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, проведении выставок, конкурсов, акций.

4. Родители с удивлением обнаружили, что деревья - это интересный объект для наблюдения и развития ребенка.

Список литературы:

1. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. –104с.

2. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 48 с.

3. Голицына, И. С. Перспективное планирование в детском саду. 2 – я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 36 с.

4. Зверев, А. Т. Экологические игры. – М., 2001.

Публикации по теме:

Дерево «Времена года»Дерево «Времена года» Идея сделать дерево, которое отражало бы последовательно все времена года, появилось при оформлении уголка природы в первой младшей группы.

Режим Дня для групп общеразвивающей направленности с 10,5 часовым рабочим днем Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Тело, организм, эмоции
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 22:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...