Лучший педагог года

Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста

Анжелика Соломина
Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста

Соломина Анжелика Петровна,

воспитатель

МДОУ «Сернурский Центр развития

ребенка – детский сад «Колокольчик»,

п. Сернур

ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕРЕВЬЕВ

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений деревьев нашего парка.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- Познакомить детей с историей создания парка в п. Сернур.

Публикация «Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев в разное время года.

- Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

- Формирование экологического отношения детей к природе.

- Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.

Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. Рядом с нашим поселком находится парк имени 20-летия Победы, любимое место отдыха жителей Сернура. Осиновые, березовые рощи, еловые, сосновые и лиственничные посадки являются истинным украшением Сернура.

Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Поэтому мы с родителями решили поближе познакомить наших детей с парком и отправились на экскурсию. Мы познакомили детей и родителей с историей парка, с его обитателями. У всех возникло желание сохранить природу нашего парка, содержать его в чистоте. Именно во время прогулок и экскурсий, через познание, прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

В качестве объекта исследования выбрали деревья нашего парка. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения). Деревья, которые должны знать дети во второй младшей группе : береза, ель, клен, рябина, дуб.

Условия для изучения

1. Создана предметно – развивающая среда, обогащенная методической и детской литературой, иллюстрациями, картами.

2. Созданы методические разработки: серии занятий, развлечений, праздников, экскурсий, игр.

3. Создан уголок природы, мини – лаборатория, «Центр воды и песка».

Ожидаемые результаты

1. Развитие познавательной активности детей.

2. Повышение уровня знаний у родителей и детей о природе родного поселка, охране природы.

3. Непосредственное участие родителей и детей в изучении сезонных изменений деревьев и в организации различных экологических мероприятий.

Содержание работы

Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме. Старичок - Парковичок прислал письмо детям, в котором он попросил детей изучить деревья в парке и собрать альбом «Деревья нашего парка».

Содержание этапов изучения

Изучение включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Содержание Срок Задачи

1 2 3

I этап – подготовительный

Анкетирование родителей об экологическом воспитании в детском саду.

Первичная диагностика детей

июнь - август Выявить уровень экологического воспитания дошкольников и родителей

Экскурсия в парк с родителями

Знакомство с историей создания парка, его флорой и фауной

Выбор дерева, которое нравится больше всего Узнать название дерева, познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, обнять, погладить кору, полюбоваться его красотой, познакомиться с особенностями его внешнего вида (цвет коры деревьев, форма листьев)

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах.

Дидактическая игра «Собери дерево» Дать представления о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья, иголки).

Дидактическая игра «Определи дерево по листочку» Учить различать деревья по листьям и называть их

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Выставка рисунков «Портрет моего дерева»

II этап – исследовательский

Экскурсия в парк с родителями

сентябрь - ноябрь Расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев

Игра «Найди и принеси красный, желтый, зеленый, оранжевый лист» Знакомить с осенним явлением природы – листопадом. Учить различать листья по цвету

Изготовление гирлянд из осенних листьев Учить детей видеть красоту осенней природы

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.

А. Плещеев «Осень наступила», К. Бальмонт «Осень», Л. Толстой «Осень», Л. Твардовский «Лес осенью»

Дидактическая игра «Назови плод» Познакомить с плодами рябины, дуба (желудь, ели (шишка).

Дидактические игры «Найди самый большой лист»,

«Разложи листочки по цвету»

«Раз, два, три – к березе, елочке…. беги» Учить различать листья деревьев по размеру, цвету, форме

Пение песни В. Петренко, Ю. Михайленко «Осень»

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Выставка композиций «Осень золотая»

Экскурсия в парк с родителями

декабрь – февраль

Расширить представления детей о характерных признаках зимы, уточнить представления об изменениях, происходящих в жизни деревьев зимой (на деревьях нет листьев, на ветках деревьев лежит снег, березу можно отличить по стволу дерева, елка не изменилась (иголки, на рябине сохранились ягоды. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе, вызывать желание любоваться ими.

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями деревьев зимой.

С. Есенин «Береза», Л. Воронкова «Снег идет», Н. Некрасов «Зима»

Выставка рисунков «Зимний парк» Учить показывать в рисунке особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период

Рисование ветки рябины пальчиками Расширить представление о рябине, о ее значении для птиц зимой

Изготовление кормушек для птиц Формировать желание помогать птицам зимой

Пение песен М. Еремеева «Снег идет».

Игра «Ой ты, зимушка – зима»

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

«Конкурс кормушек»

Экологическая акция «Елочка, живи»

Экскурсия в парк с родителями

март - май

Расширить представления детей о характерных признаках весны, уточнить представления об изменениях, происходящих в жизни деревьев весной (на деревьях появились почки, из почек распускаются маленькие листочки)

Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями деревьев весной.

А. Плещеев «Весна»

Наблюдение за птицами (Птицы вьют гнезда на деревьях. В скворечниках живут скворцы. Птицы сидят на ветках и весело поют) Формировать желание наблюдать за птицами, сидящими на ветках деревьев

Пение песни А. Филиппенко «Песня о весне»

Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Акция «Чистый парк»

III этап - обобщающий

«Праздник Русской березки»

Создание альбома «Деревья нашего парка»

В основе обобщающего этапа лежит «Праздник русской березки», где дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итог изучения :

Итогом исследования стало обобщение результатов нашей работы в альбоме «Деревья нашего парка»

1. В ходе изучения у детей возрос интерес к жизни и сезонным изменениям деревьев.

2. С помощью различных игр дети закрепили цвет, форму овощей, проявляли внимание, усидчивость и настойчивость в достижении цели.

3. Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, проведении выставок, конкурсов, акций.

4. Родители с удивлением обнаружили, что деревья - это интересный объект для наблюдения и развития ребенка.

Список литературы:

1. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. –104с.

2. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 48 с.

3. Голицына, И. С. Перспективное планирование в детском саду. 2 – я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 36 с.

4. Зверев, А. Т. Экологические игры. – М., 2001.

Публикации по теме:

Дерево «Времена года»Дерево «Времена года» Идея сделать дерево, которое отражало бы последовательно все времена года, появилось при оформлении уголка природы в первой младшей группы.

Режим Дня для групп общеразвивающей направленности с 10,5 часовым рабочим днем Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 22:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД