Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)

Елена Хазова
Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)

Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

В современных трудах по дошкольной педагогике (Горбушина Л. А., Николаичева А. II., Короткова Э. П., Лаврик М. С., Ушакова О. С.) подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи.

Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Целенаправленное формирование монологической (пересказа) речи требует углубленного исследования данного вида речевой деятельности у детей.

Мною проводилось изучение состояния монологической (пересказа) речи старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития, посещающих группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения.

Исследование было направлено на выявление способности детей к воспроизведению небольшого по объему литературного текста.

Обследованы пять детей 5-5,5 лет, имеющих ОНР (III уровень речевого развития) и пять дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи (контрольная группа).

Данное детям задание имело целью выявить возможности старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа задавались вопросы (3-4) по содержанию текста.

Пересказы детей записывались и анализировались. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Индивидуальный анализ пересказов детей с ОНР (III уровень речевого развития) и с нормальным речевым развитием позволяет установить несколько уровней выполнения задания.

Для оценки уровня воспроизведения готового текста рекомендуется схема, предложенная В. П. Глуховым. Данная схема использовалась в динамическом исследовании (обследование детей в динамике, проводимом до и после специального, целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

Так, I уровень воспроизведения готового текста - «хороший уро-вень», когда пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложе-ния. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; при пересказе в основном соблюдаются граммати-ческие нормы родного языка

II уровень воспроизведения готового текста - «удовлетворительный уровень», когда пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

III уровень воспроизведения готового текста - «недостаточный уровень», когда используются повторные наводящие вопросы; отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

IV уровень воспроизведения готового текста - «низкий уровень», ко-гда пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

V уровень воспроизведения готового текста, когда задание не выполнено.

Все дети справились с заданием. Трое детей с ОНР (III уровень речевого развития) пересказали текст с незначительными подсказками и отсутствием длительных пауз, двое детей пересказали текст с многочисленными паузами и подсказками со стороны логопеда

Приведу пример пересказа сказки «Репка», составленный Пашей Н. (5 лет; ОНР, III уровень речевого развития). У мальчика сразу возникло затруднение в начале пересказа. После того, как логопед произнес первую фразу текста сказки, ребенок начал пересказ: «Выросла репка большая. Дед тянул репку, а вытянуть не мог. Потом позвал бабу. Дед тянул за репку. Баба зацепилась за деда, а вынуть не могли. Потом баба позвала дочери. Потом тянули репу, вытащить не могли. Потом прибежала кошка. Тянули, вытянуть не могли. Потом прибежала мышка. Тянули, тянули и вытащили». (Пересказ дается без фонетических особенностей речи).

Анализ пересказов готового текста детей показал, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажение смысловой синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов и другое). У двоих детей трудности в составлении пересказов носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т. п.).

В результате анализа пересказов детей с ОНР (III уровень речевого развития) и детей контрольной группы, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) «низкий» и «недостаточный» уровень воспроизведения готового текста. У детей же контрольной группы уровень воспроизведения готового текста «хороший» и «удовлетворительный».

На основании проведенных исследований можно сделать следующие вывод: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической (пересказа) речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей ОНР (II-III) Тема: звуки [р]- [р,] Цель: формировать навык дифференциации звуков [р], [р’] на слух и в собственной речи в словах, предложениях. Образовательные.

Конспект логопедического занятия по развитию речи для ребенка с ОНР (III уровень) с использованием биоадекватной методики Тема: Зимующие птицы. Задачи: Образовательная: закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, строения,.

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей ОНР (II-III) Тема: звук [ш]. Буква Ш Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях и формировать звукобуквенные связи.

Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Звук [З] Цель: Закрепление звука [з] на занятиях по логоритмике. Задачи: 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 23:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...