Лучший педагог года

Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)

Елена Хазова
Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)

Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

В современных трудах по дошкольной педагогике (Горбушина Л. А., Николаичева А. II., Короткова Э. П., Лаврик М. С., Ушакова О. С.) подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи.

Публикация «Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)» размещена в разделах

Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Целенаправленное формирование монологической (пересказа) речи требует углубленного исследования данного вида речевой деятельности у детей.

Мною проводилось изучение состояния монологической (пересказа) речи старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития, посещающих группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения.

Исследование было направлено на выявление способности детей к воспроизведению небольшого по объему литературного текста.

Обследованы пять детей 5-5,5 лет, имеющих ОНР (III уровень речевого развития) и пять дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи (контрольная группа).

Данное детям задание имело целью выявить возможности старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа задавались вопросы (3-4) по содержанию текста.

Пересказы детей записывались и анализировались. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Индивидуальный анализ пересказов детей с ОНР (III уровень речевого развития) и с нормальным речевым развитием позволяет установить несколько уровней выполнения задания.

Для оценки уровня воспроизведения готового текста рекомендуется схема, предложенная В. П. Глуховым. Данная схема использовалась в динамическом исследовании (обследование детей в динамике, проводимом до и после специального, целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

Так, I уровень воспроизведения готового текста - «хороший уро-вень», когда пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложе-ния. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; при пересказе в основном соблюдаются граммати-ческие нормы родного языка

II уровень воспроизведения готового текста - «удовлетворительный уровень», когда пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

III уровень воспроизведения готового текста - «недостаточный уровень», когда используются повторные наводящие вопросы; отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

IV уровень воспроизведения готового текста - «низкий уровень», ко-гда пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

V уровень воспроизведения готового текста, когда задание не выполнено.

Все дети справились с заданием. Трое детей с ОНР (III уровень речевого развития) пересказали текст с незначительными подсказками и отсутствием длительных пауз, двое детей пересказали текст с многочисленными паузами и подсказками со стороны логопеда

Приведу пример пересказа сказки «Репка», составленный Пашей Н. (5 лет; ОНР, III уровень речевого развития). У мальчика сразу возникло затруднение в начале пересказа. После того, как логопед произнес первую фразу текста сказки, ребенок начал пересказ : «Выросла репка большая. Дед тянул репку, а вытянуть не мог. Потом позвал бабу. Дед тянул за репку. Баба зацепилась за деда, а вынуть не могли. Потом баба позвала дочери. Потом тянули репу, вытащить не могли. Потом прибежала кошка. Тянули, вытянуть не могли. Потом прибежала мышка. Тянули, тянули и вытащили». (Пересказ дается без фонетических особенностей речи).

Анализ пересказов готового текста детей показал, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажение смысловой синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов и другое). У двоих детей трудности в составлении пересказов носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т. п.).

В результате анализа пересказов детей с ОНР (III уровень речевого развития) и детей контрольной группы, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) «низкий» и «недостаточный» уровень воспроизведения готового текста. У детей же контрольной группы уровень воспроизведения готового текста «хороший» и «удовлетворительный».

На основании проведенных исследований можно сделать следующие вывод: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической (пересказа) речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей ОНР (II-III) Тема: звуки [р]- [р,] Цель: формировать навык дифференциации звуков [р], [р’] на слух и в собственной речи в словах, предложениях. Образовательные.

Конспект логопедического занятия по развитию речи для ребенка с ОНР (III уровень) с использованием биоадекватной методики Тема: Зимующие птицы. Задачи: Образовательная: закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, строения,.

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей ОНР (II-III) Тема: звук [ш]. Буква Ш Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях и формировать звукобуквенные связи.

Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Звук [З] Цель: Закрепление звука [з] на занятиях по логоритмике. Задачи: 1.

Консультация для родителей «Уровень развития речи детей в 6 лет» Уровень развития речи детей в 6 лет 1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают.

Консультация для родителей «Роль пересказа в развитии речи детей» Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком.

Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.

Специфика формирования связной речи у детей с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работе.

Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей с ОНР (III уровень)
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 23:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД