Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?

Полина Топорова
Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?

Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?

Приход ребёнка в школу означает вступление в новый возрастной этап и в новую ведущую деятельность – учебную. Игра продолжает оставаться важной деятельностью, именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.

В начальной школе предпочитают использовать дидактическую игру. Почему?

Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания об окружающем мире, учится их применять в разных ситуациях. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, которые использует ученик, например, классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самоконтроль и самооценку.

Сделаем вывод: Игра с правилами, и, прежде всего, дидактическая игра, должна занимать определённое место в начальном обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.

Развивает ли она воображение (важнейший психический процесс, на котором должно строиться обучение?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим структуру дидактической игры.

Дидактическая игра включает три компонента:

• дидактическую цель,

• игровое правило,

• игровое действие.

Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:

Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения; определить их индивидуальный уровень наблюдательности.

Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.

Игра «Кто это?»: развивать умения детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами "«если, то.» и отличают данную игру от другой, игру от дидактического упражнения. Например:

Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли с предметами, то получишь балл. За ошибку или невыполнение задания даётся штрафное очко. Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведённое время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания даётся штрафной фант – ты должен выполнить какое-либо желание детей (поскакать, покукарекать). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составлять характеристику товарища.

Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует действие и ограничение во времени. К игровым действиям относятся различные передвижения, элементы соревнования.

Игра «Что изменилось?»: на столе в определённом порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.

Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, круглый, овальный и пр.). Играющий берёт предмет в руку и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.

Игра «Кто это?»: не называя имени ребёнка, нужно составить его словесный портрет, на отгадывание даётся одна минута.

Обратим внимание на характер процесса дидактической игры: когда игра задана и учитель объявил игровое правило и действие, ребёнок по своему усмотрению ничего не может изменить в игре. Как только вносятся изменения (например, меняется игровое правило, возникает новая игра. То есть ничего творческого в акте дидактической игры нет, это репродуктивная деятельность, построенная на применении ранее полученных знаний.

Таким образом, возникает вопрос, является ли дидактическая игра игровой деятельностью или это один из способов (методов) обучения, названный игровым? Ясно, что дидактическая игра не имеет решающего значения в развитии творчества.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Смешно За рождение второго ребёнка Путин выделил 250 тысяч. За рождение третьего ребёнка Медведев обещал выдавать землю. За рождение четвёртого.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Времена года и погода
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?
Опубликовано: 17 августа 2011 в 10:28
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по познавательному развитию «Расколдуем Василису Прекрасную» с детьми...
Цель. Закрепление знаний об особенностях животного мира Крыма. Задачи: - учить использовать полученные ранее знания при выполнении поставленных в ходе...
Рассказ для детей и взрослых. «Приключения Степашки» Часть 15. Дела Соседские.
В лесочке, над речкой Построена дачка. На дачке живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лесом и дачей, Но есть огорчения В жизни собачей....
Немного о вышивке лентами
Я уже рассказывала вам, уважаемые коллеги, о вышивке лентами петушка. В эти длинные выходные решила еще раз сходить на МК по вышивке лентами. Как правило...
Фотовыставка «Расцвели у нас цветы небывалой красоты»
Зима на дворе, холодно, а у нас на подоконнике, в нашей группе всё расцвело. Смотришь, и настроение вроде улучшается. Посмотрите, правда, красота? Вот и я...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В мире пластмассы».
Цель: формировать представления у детей о таком материале рукотворного мира, как пластмасса; создать условия для познавательно-исследовательской...