Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?

Полина Топорова
Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?

Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?

Приход ребёнка в школу означает вступление в новый возрастной этап и в новую ведущую деятельность – учебную. Игра продолжает оставаться важной деятельностью, именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.

В начальной школе предпочитают использовать дидактическую игру. Почему?

Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания об окружающем мире, учится их применять в разных ситуациях. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, которые использует ученик, например, классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самоконтроль и самооценку.

Сделаем вывод: Игра с правилами, и, прежде всего, дидактическая игра, должна занимать определённое место в начальном обучении, так как способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.

Развивает ли она воображение (важнейший психический процесс, на котором должно строиться обучение?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим структуру дидактической игры.

Дидактическая игра включает три компонента:

• дидактическую цель,

• игровое правило,

• игровое действие.

Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:

Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения; определить их индивидуальный уровень наблюдательности.

Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.

Игра «Кто это?»: развивать умения детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами "«если, то.» и отличают данную игру от другой, игру от дидактического упражнения. Например:

Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли с предметами, то получишь балл. За ошибку или невыполнение задания даётся штрафное очко. Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведённое время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания даётся штрафной фант – ты должен выполнить какое-либо желание детей (поскакать, покукарекать). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составлять характеристику товарища.

Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует действие и ограничение во времени. К игровым действиям относятся различные передвижения, элементы соревнования.

Игра «Что изменилось?»: на столе в определённом порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.

Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, круглый, овальный и пр.). Играющий берёт предмет в руку и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.

Игра «Кто это?»: не называя имени ребёнка, нужно составить его словесный портрет, на отгадывание даётся одна минута.

Обратим внимание на характер процесса дидактической игры: когда игра задана и учитель объявил игровое правило и действие, ребёнок по своему усмотрению ничего не может изменить в игре. Как только вносятся изменения (например, меняется игровое правило, возникает новая игра. То есть ничего творческого в акте дидактической игры нет, это репродуктивная деятельность, построенная на применении ранее полученных знаний.

Таким образом, возникает вопрос, является ли дидактическая игра игровой деятельностью или это один из способов (методов) обучения, названный игровым? Ясно, что дидактическая игра не имеет решающего значения в развитии творчества.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Смешно За рождение второго ребёнка Путин выделил 250 тысяч. За рождение третьего ребёнка Медведев обещал выдавать землю. За рождение четвёртого.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • ПДД
  • ПДД
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Является ли игра актуальной деятельностью для ребёнка предшкольного возраста?
Опубликовано: 17 августа 2011 в 10:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка.
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам мастер-класс...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли».
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...
План работы по направлению «Разноцветный мир» в рамках проекта «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....