МААМ-картинки

Язык — важнейшее средство человеческого общения

Ольга Авилова
Язык — важнейшее средство человеческого общения

Среди многих важных за дач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является обучение родному языку, развитию речи, речевому общению. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребё нка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначает определённый предмет, явление, действие, качество) и фонетический, или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определённой последовательности, имеет слоги, один из которых ударный и так далее). Осуществляя работу с детьми по развитию речи, необходимо предварительно познакомить детей с терминами «слово» и «звук», используя различные игровые приёмы. Анализируя ответы детей, нужно обращать внимание, как произнесено слово, действительно ли в нём есть заданный звук? При формировании умения вслушиваться в звучание разных слов, умения слышать слова и звуки, прежде всего необходимо, чтобы дети правильно употребляли и понимали термины «слово», «звук» и «слог». В этом помогает чтение с детьми художественных произведений.

Публикация «Язык — важнейшее средство человеческого общения» размещена в разделах

Авторы, увлекательно рассказывая о каких-то событиях, часто обращают особое внимание на значение слова, на его смысловую и звуковую стороны.

Например, сказку К. И. Чуковского «Скрюченная песня» можно разыграть, не произнося последних слов куплета. Детям предлагается подсказать недостающие слова:

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной… (дорожке).

В сказках «Горшок каши», «По щучьему велению», «Али-Баба и сорок разбойников» и других, действия основных героев зависят именно от произнесения в нужный момент какого-то определённого слова. Такие писатели как Е. Чарушин, Л. Куклин, А. Барто, А. Пантелеева, термины «слово» и «звук» используют в названии произведения: «Игра в слова», «Честное слово», «Звук заблудился», а так же в увлекательной форме сообщают о них в самом произведении. Например:

1. Скажи: «Кукушка на суку» -

Тебе послышится: «Ку, ку». А. Барто.

2. Целый день «уа-уа»,

Вот и все её слова. Е. Благинина.

Так же для знакомства с терминами «слово» и «звук» используются различные игры, сюжеты которых зависят от правильного употребления отдельных слов и звуков. В играх «Испорченный телефон» и «Эхо», ребёнок шёпотом передаёт другим детям определённые слова. Однако, по ходу игры, он может не услышать какие-то звуки или заменить их, образуя другое слово,

например «кит - кот». Кроме игр подбираются считалки, потешки, состоящие из двух-четырёх рифмованных строчек. Воспитатель читает их детям, умышленно не договаривая последнее слово или последний звук. Без понимания роли и знания терминов «слово» и «звук», выполнить эти задания невозможно. Особенно детям нравится, если эти задания им загадывают сказочные герои (Петрушка, Буратино и другие) и просят подсказать эти слова (звуки).

1. У меня пропал носок

Утащил его … (щенок).

2. Бегать быстро я могу,

Я по улице … (бегу).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать грамматически правильную речь. Обучение строится на занятиях, чтобы у ребёнка была возможность для самостоятельных высказываний что-то объяснить воспитателю и сверстникам, в чём-то убедить их. Так же вводится в активный словарь детей – языковые средства, с помощью которых можно соединить структурные части рассуждения (потому что, ведь); конкретезировать мысль (например, вот); обобщать сказанное (никогда, всегда). Для того, чтобы достигнуть хорошего результата по формированию грамматически правильной речи, используются следующие упражнения:

1. Придумывание определений к слову и затем формирование на этой основе законченного предложения.

-Сегодня день весенний, солнечный, тёплый, со звонкой капелью. – отвечают дети.

-Как можно сказать об этом целым предложением?

- На дворе весенний, солнечный, тёплый, со звонкой капелью.

2. Ответы на вопросы.

- Определите, про кого можно сказать, чёрный, пушистый, усатенький,

с коготками-царапками. Кто это?

- Котёнок.

- А если бы это был большущий кот?

- Чёрный, пушистый, усатый, с коготищами - царапищами.

3. Придумывание детьми загадок по аналогии с предложенным образцом:

«Спелое, сладкое, жёлтое с красным бочком» (Яблоко)

Составление детьми предложений с обобщающими словами с опорой

на наглядность во время наблюдений в природе, в процессе

рассматривании картин, иллюстраций.

«Каких только овощей не было на прилавке: морковь, капуста,

помидоры и даже репка».

Необходимо продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации

словаря. Большое внимание необходимо уделять развитию умений у детей

обобщать, сравнивать, противопоставлять, а так же формировать умение

употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Используются

следующие приё мы:

*Воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно

выделяя новое слово, и предлагает повторить его:

- Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей. Запомнили,

как я сказала о воробье?

* Детям предлагается поразмышлять над новым словом:

- Стоял погожий осенний день. Какой это был день?

* Ориентируясь на внешний вид предмета, надо выбрать несколько

характеристик, которые по мнению ребёнка, подходят более точно

(неуклюжий-толстяк-увалень, шалунья-озорница-плутовка).

* Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто

заметит больше (качеств, признаков, деталей?», «Кто расскажет

подробнее?», «Укажи противоположное качество, направление». Игры

можно проводить, используя мяч. Воспитатель, бросая мяч ребёнку,

спрашивает:

- Яблоко какое? (Сладкое, ароматное, сочное).

- Работает на стройке, но не маляр. (каменщик, штукатур, плотник и

другие)

*Дидактические игры. «Отгадай загадку» - Не только воспитатель

загадывает детям, но и побуждает их, ориентируясь на предмет и картинку,

придумать свои.

* Дидактические игры на группировку и классификацию предметов:

«Что лишнее?», «Назови одним словом», «Ничего не забудь», «Каждую

картинку на своё место», «Похожи – не похожи».

Особое место в формировании речевой готовности детей старшего

дошкольного возраста к школе, занимает развитие связной речи. Под связной

речью понимают смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее

общение и взаимопонимание. Меняется роль воспитателя – он уже не

принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только

руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В работе можно широко использовать сюжетные картинки для составления

рассказов, учить не только видеть то, что изображено на картинке, но и

придумывать предыдущие (последующие) события. Одну и ту же картинку

можно использовать в разное время года, ставя при этом различные задачи.

Большую роль в развитии речи детей, в повышении её выразительности

и культуры, играет работа над выразительными средствами языка. Образные

средства оживляют речь, делают её меткой, эмоциональной, гибкой.

На развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста, овладение им

выразительными возможностями родного языка, большое внимание

оказывает художественная литература. В старшем дошкольном возрасте дети

начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их

интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувств. Они

способны иногда улавливать контекст. У детей формируется умение

воспринимать текст в единстве содержания и формы.

У дошкольников продолжают развивать интерес и любовь к

художественной литературе. Детей учат выразительно читать стихи,

пересказывать текст, соблюдая смысловые паузы, интонации. Воспитатель

перед занятием подготавливает весь наглядный материал, который будет

нужен во время чтения: картинки, портреты писателей, игрушки…

Основное правило организации занятия по чтению – эмоциональная

приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости

создаё т воспитатель: он подчёркнуто бережно обращается с книгой, с

уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами

возбуждает интерес малышей к тому, о чём собирается читать или

рассказать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель

покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их

повышенного внимания. Текст всякого художественного произведения

воспитатель читает не прерываясь. Все слова, понимание которых может

вызвать у детей затруднение, нужно объяснить вначале занятия.

За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают

и перескажут много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание детей

постоянно привлекают и к самой книге – величайшему достижению

человеческого ума.

В каждой возрастной группе детского сада оформляются книжные

уголки. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем

состоянии. Состав книг в книжных уголках время от времени обновляется

к определённым датам за счёт приобретения вновь изданных книг.

Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем

обязательно ставят на место. Можно выбрать из числа детей библиотекаря,

который будет выдавать и получать книги. Воспитатель должен привить

любовь и бережное отношение к книге, чтобы дети не только хотели

читать или рассматривать картинки, но если нужно «лечить» их. В уголке

книг рекомендуется организовывать тематические книжные выставки,

например: «Наши книги о природе родного края».

В подготовительной группе проводятся короткие беседы о книгах,

писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми,

почему им нравится та или иная книга. Желательно посещение детьми

библиотек, где они узнают о том, какие книги хранятся в библиотеке, с

какого возраста можно стать активным читателем. Можно отправиться в

книжный магазин, чтобы посмотреть и познакомиться с книжными

новинками. Большую радость доставит детям покупка нескольких книг,

чтобы пополнить свой книжный уголок. Если воспитатель сам любит книгу,

ведёт умную тактичную работу в этом направлении, то его воспитанники

обязательно встретят книгу радостно, как самого дорогого друга.

Таким образом, работая над развитием речи у детей дошкольного

возраста, воспитатели не должны забывать главного: работа эта достигнет

намеченных ими цели только в том случае, если она будет в необходимых

для её успеха условиях.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Воспитание гармонически развитой личности через обучение детей английскому языку. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Язык — важнейшее средство человеческого общения
Опубликовано: 11 января 2014 в 18:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД