Образовательная деятельность по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима»

Вера Меркулова
Образовательная деятельность по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Машенька»

Открытая интегрированная

непосредственно образовательная деятельность

по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста

(от 6 до 7 лет)

Тема: «Зима».

Выполнила:

Воспитатель: Меркулова Вера Владимировна

г. Сургут, 2013г.

Тема: Зима

Цель: Составление рассказа о зиме с использованием пиктограмм.

Задачи:

Образовательные: Учить составлять рассказ с использованием пиктограмм.

Закрепить знания детей о диких животных, их образе жизни; активизировать и развивать словарный запас детей по теме, закреплять умение отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями. Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать относительные прилагательные). Формировать умение построения грамматических конструкций существительных в винительном падеже. Развивающие: Развивать речевое дыхание; тонкую моторику пальцев рук, творческое воображение; координацию речи с движением.

Воспитательные: прививать интерес к живой и неживой природе, формировать доброжелательность.

Интеграция областей: «Коммуникация» (совершенствование грамматического строя речи, связной речи, речевого дыхания и голоса); «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора); «Здоровье» (развитие координации речи с движениями, мелкая моторика); «Художественное творчество» (развитие продуктивных видов деятельности, нетрадиционных техник рисования, «Чтение художественной литературы» (приобщение к словесному искусству).

Оборудование:

- посылка, письмо от зайца;

- муляж - морковка;

- снежный ком;

- следы животных;

- картины, с изображением пейзажей;

- карточки и карандаши для выполнения упражнения «Кому, что?»

- пиктограммы;

- соль, манная крупа, подносы;

- конфеты – «рафаэлло».

Предварительная работа:

- Изучение тем: «Зимняя одежда», «Времена года», «Дикие животные», «Зимующие птицы».

- Изучение грамматических тем: «Понятие признака предмета», «Относительные прилагательные».

- Разучивание стихотворений Милы Пельцевой детьми.

Содержание организованной деятельности

Вводная часть

1. Организационный момент (мотивационный настрой).

Воспитатель и дети стоят полукругом.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня, возле детского сада я нашла посылку. От кого эта посылка, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Угадаете, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору? (Это заяц)

Правильно, ребята, письмо нам прислал заяц. Алиса, прочитай, пожалуйста, письмо всем детям.

- «Дорогие ребята, у меня беда. Пожалуйста, помогите мне с ней справиться. Я отправляю вам снежный ком, который приведет вас ко мне в лес. Пожалуйста, по дороге ко мне будьте очень внимательны. Помните, чтобы снежный ком вас вел по правильному пути, ребята, вы должны быть дружными, внимательными и выполнять все предложенные упражнения. Жду вас с нетерпением. Заяц Ушастик»

Педагог заглядывает снова в коробку и достает снежный ком.

2. Введение в тему (Закрепить знания детей о диких животных, их образе жизни)

- Ребята, поможем зайцу решить проблему? (Да, поможем) Где живет заяц? (Заяц живет в лесу) Кто еще живет в лесу? (В лесу живут медведь, лиса, волк и т. д.) Какие это животные? (Это дикие животные) Мы отправляемся в лес. Что мы возьмем в гостинец для зайца? (Мы возьмем для зайца морковь)

Снежный ком соскальзывает с рук воспитателя, дети вместе с педагогом отправляются в зимний лес.

З. Основная часть.

А) Упражнение «Вьюга» (Развитие речевого дыхания и голоса)

- Вот мы и добрались. Ребята, оглядитесь вокруг. Как же красиво в зимнем лесу. А как легко дышать чистым морозным воздухом. Давайте вместе с вами подышим этим лесным воздухом. (Вдох носом, выдох ртом)

Старая, седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой

Вьюга воет: «в - в- в - в» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М -м -м -м» (тихим высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М -м -м -м» (Громко низким голосом)

Стонут берёзы: «У - у - у - у» (Тихо высоким голосом)

Шумят ели: «Ш - ш- ш- ш»

Но вьюга стихает: «С - с - с - с» (С понижением голоса)

И лес вновь затих.

Б) Беседа о зимнем лесе (Развитие эмоциональной отзывчивости на произведение художественной литературы)

Педагог предлагает детям рассмотреть пейзажи. Рассматривание иллюстраций сопровождается чтением стихотворений Милы Пельцевой ребенком.

- Красиво зимой! Все ветки засыпаны снегом. На широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку - снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый теплый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

Катя: Зимний вечер, лунный свет…

В белый снег весь лес одет.

В белых шубах, в белых шапках,

И мороз им шепчет сладко:

Спи, березка, спи, сосна,

Жди, когда придет весна,

Солнышко лучом согреет

И пробудит ото сна.

Владислав: Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою

Чудной жизнью он блестит…

-Хорошие стихотворения, Катя и Владик, вы подготовили. Спасибо, вам.

В) Игра «Чьи следы?» (Образовывать относительные прилагательные)

- Посмотрите, ребята, сколько здесь следов. Это чьи следы? (Это лисьи следы– она крадется. Это медвежьи следы – он ходит вперевалочку. Это беличьи следы – она скачет) А где здесь заячьи следы?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть внимательно следы. Дети находят заячьи следы и отправляются строго по его следам. Снежный комочек катится вместе с детьми и приводит их к следующему заданию.

Г) Игра «Кому, что?» (Формировать умение построения грамматических конструкций существительных в винительном падеже)

- Дети, посмотрите, кто-то сидит под елочкой. Это зайчишка спрятался, только он почему-то грустный. Узнаем, почему он плачет?

– Здравствуй, заяц! Мы - ребята из группы «Колокольчик», ищем зайца Ушастика.

Ушастик: - Здравствуйте! Я живу в этом сказочно красивом лесу. Меня зовут Ушастик.

- Ушастик, а почему ты такой грустный? Что случилось?

Ушастик: - Большинству животных зимой очень трудно себя прокормить. Лесник попросил меня помочь накормить животных и дал карточки, а я все перепутал. Я не смогу помочь бедным зверям, а это значит, что они останутся голодными.

- Ушастик, не переживай. Наши ребята знают, чем питаются лесные жители, и, с удовольствием, помогут тебе. Ребята, мы поможем Ушастику? (Конечно, поможем)

Детям раздаются карточки и карандаши.

- Ушастик, посмотри, дети быстро и правильно справились с заданием! Ребята, расскажите Ушастику чем питаются звери, изображенные на ваших карточках. (Медведь питается малиной, белочка - орехами, кабан - желудями и т. д.)

Ушастик: - Какие же вы молодцы, ребята! Теперь никто из животных не останется голодным. Спасибо вам большое!

- Ушастик, мы тебе принесли гостинец. Угощайся, пожалуйста.

Д) Физминутка «Улетают – не улетают» (Развитие координации речи с движением)

- Хорошо в лесу, ни шороха, тишина.

Ушастик: - Ребята, а почему же птиц не слышно, почему никто не поет песни? (Зимой перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие птицы перебираются поближе к людям – в город)

Ушастик: - Какие птицы зимующие? (воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, сорока, клест) Какие перелетные?

- Ребята, я предлагаю зайцу Ушастику поиграть с нами в игру «Улетают – не улетают». Я буду говорить название птицы, а вы будете махать «крыльями», если эта птица перелетная, и приседать, обхватив колени, если, если эта птица зимующая. А ты, зайчик, смотри на детей и повторяй движения за ними. Так ты быстрее запомнишь, названия зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель называет зимующих и перелетных птиц, дети и Ушастик выполняют соответствующие движения.

Е) Составление рассказа с опорой на пиктограммы (Развитие связной речи)

Ушастик: Ребята, я никогда не был в городе. Расскажите, какая зима в городе?

- Ребята, расскажем Ушастику о зиме в городе? (Расскажем). Для того чтобы, тебе, зайчик, было понятно, мы тебе покажем картинку с изображением зимнего города. Смотри и слушай нас внимательно.

Воспитатель выставляет на доску пиктограммы. Дети составляют рассказ с опорой на пиктограммы.

В городе зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зимующие птицы перебрались поближе к жилью человека. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки. Снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям. Для того чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это зимние забавы. Мы очень любим зиму.

- Ну, что, Ушастик, теперь ты знаешь какая зима в городе? (Знаю, но теперь мне бы хотелось еще ее и увидеть)

Ж) Нетрадиционная техника рисования (индивидуальная работа детей) (Развитие мелкой моторики, творческого воображения)

Воспитатель предлагает детям нарисовать зимний пейзаж на выбор манной крупой или солью.

Дети вручают зайцу Ушастику свои работы на память. Заяц благодарит ребят за помощь и обменивает снежный ком на конфеты. Дети и педагог прощаются с зайцем Ушастиком и «возвращаются» обратно в группу.

4. Итог и оценка деятельности детей.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в зимний лес? Что именно вам понравилось?

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Презентация «Путешествие в зимний лес» Путешествие в зимний лес непосредственно – образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Образовательная деятельность по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима»
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 19:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Реализация проекта «Волшебный лоскуток». Фотоотчёт
В прошлой публикации я начала рассказ о проекте, который прошёл в нашей группе. В этой публикации я продолжу рассказ о его реализации. После бесед и...
«Огород на подоконнике». Фотоотчет
Огород на подоконнике становиться очень популярной методикой обучения. Это помогает малышам получать знания о выращивании растений и принимать в этом...
Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весну...
Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весну встречаем, Бабе Яге помогаем! » Программное содержание: Физическое...
Рисование бумажными тампонами «Ветка сирени»
Программное содержание. Изобразительные умения: Учить рисовать сирень, передавая характерные особенности; Учить рисовать пышные соцветия, применяя печатание...
«До свиданья, детский сад!» Заметка и фотоотчёт из жизни детского сада
Автор: Кожанова Е. М, воспитатель в. к. к. 26 мая 2017г. в МБДОУ «ЦРР – д/с №6» состоялся Выпускной бал, главными героями которого были дети...