К вопросу о детской одаренности. Часть 2

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 2

Часть 1

Рассмотрим подробнее каждый из данных критериев.

1. По первому критерию выделение видов осуществляется в рамках основных

видов деятельности, с учетом разных психических сфер и степени участия определенных уровней психической организации (с качественным своеобразием каждого из них). К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (у детей – познавательная деятельность); художественно - эстетическая, коммуникативная, духовно – ценностная. Сферы психики: интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно – волевая. В рамках каждой могут быть выделены следующие уровни психической организации: в интеллектуальной сфере различают сенсомоторный, пространственно – визуальный и понятийно – логический уровни. В эмоциональной сфере - эмоциональное реагирование и эмоциональное переживание. В мотивационно – волевой сфере – побуждение, постановка целей, порождение смысла.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

- в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;

- в познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных, гуманитарных наук и т. д.).

- в художественно – эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно – поэтическая, изобразительная, музыкальная;

- в коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная;

- в духовно – ценностной деятельности: создание новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выйти сенсомоторные качества (виртуоз, или эмоционально – экспрессивные (редкая музыкальность).

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает, в какой-либо мере, все 5 видов деятельности. Классификация видов одаренности по данному критерию является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Этот критерий является исходным, а остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека проявления одаренности. Такой подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и др.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Отсутствие или потеря духовности могут обернуться потерей таланта.

2. По второму критерию можно дифференцировать АКТУАЛЬНУЮ и ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ одаренности.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области, по сравнению с возрастной и социальной нормами. Не только в учебной, но и в широком спектре видов деятельности.

Особая категория одаренных детей – талантливые дети.

Это дети, достижения которых отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. В основном, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности, как отвечающий, в какой-либо мере, критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в каком-либо виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Выявление данной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, т. к. речь идет о еще не сформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Эта одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

3. По третьему критерию можно говорить о ЯВНОЙ и СКРЫТОЙ ОДАРЕННОСТИ

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо («сама по себе», в т. ч. и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнений. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается дать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить зону ближайшего развития и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким перспективным ребенком. Однако, часто одаренность не обнаруживает себя столь ярко.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности у такого ребенка, его могут отнести к числу «неперспективных», лишить необходимой помощи и поддержки, не увидев в «гадком утенке» будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры того, что именно такие «неперспективные» дети добивались высоких результатов. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Его личность несет на себе явные свидетельства незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие высоких возможностей.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании, развитии и т. п. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении в инновационные формы обучения и т. д.

4. По четвертому критерию можно выделить ОБЩУЮ и СПЕЦИАЛЬНУЮ одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и является основой их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности является результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и др. качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и саморегуляция. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт и т. д.). В основе одаренности к различным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одаренность формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д.

Еще один пример специальной одаренности – специальная одаренность, которая обнаруживает себя в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальной. Например, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, тем самым усиливая индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

5. По пятому критерию можно дифференцировать РАННЮЮ и ПОЗДНЮЮ одаренность.

Решающие показатели: темп психического развития ребенка и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется явно. Необходимо учесть, что ускоренное психическое развитие и более раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает плохих перспектив дальнейшего психического развития личности.

Публикации по теме:

К вопросу о детской одаренности. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Одна из приоритетных задач современного общества – создание условий для выявления и развития одаренных.

Презентация к мероприятию «Цветы милосердия» .

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
К вопросу о детской одаренности. Часть 2
Опубликовано: 6 октября 2013 в 11:09
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...