К вопросу о детской одаренности. Часть 3

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 3

Часть 1

Часть 2

Пример яркой одаренности – дети – вундеркинды (от «чудесный ребенок»). Они, как правило, дошкольники или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком- либо определенном виде деятельности (математике, поэзии и т. д.). Особое место среди этих детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее (с 2- 3 лет) освоение чтения, письма и счета, овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса и т. д. У них необыкновенно высоко развиты отдельные познавательные способности (поразительная память, необычная сила абстрактного мышления и т. д.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере изобразительного искусства, особенно в музыке. В науке обычно позднее, чем в искусстве (выдающиеся открытия, создание новых областей и методов исследования и т. д.). Это связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых научные открытия невозможны. Раньше других проявляется математическое дарование (1, с. 151).

Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех этих критериев классификации видов одаренности. Следовательно, одаренность - это многомерное по своему характеру явление. Для специалиста – практика это возможность и необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Психолог Юрий Гильбух, на основе анализа познавательных особенностей ребенка, выделяет следующие типы одаренности:

- естественные теоретики (направленность познавательного интереса на осмысление абстрактных идей, склонность к естественным знаниям);

- усваивающая одаренность (отсутствие собственного подхода, отсутствие «самости» (по Юркевичу).

Некоторые американские психологи главнейшими считают такие типы одаренности ребенка:

- интеллектуальная одаренность. Оказывается в любознательности, наблюдательности, точном мышлении, исключительной памяти, интересу ко всему новому, глубине погружения в дело.

- одаренность в сфере академических достижений. В чтении: дает ему преимущество среди других видов деятельности; быстро и надолго запоминает прочитанное; обладает большим словарным запасом; использует сложные синтаксические конструкции; интересуется написанием букв и слов. В математике: проявляет интерес к счету, измерению, взвешиванию, упорядочению предметов; запоминает математические знаки, цифры, символы; легко выполняет арифметические действия; применяет математические умения и сроки к ситуациям, которые не касаются непосредственно математики. В естественных науках: проявляет интерес к окружающему; интересуется происхождением и назначением предметов и явлений, их классификации; внимательность к явлениям природы, их причинам и последствиям, попытки экспериментировать( 2, с. 84).

Конечно, каждый учитель мечтает иметь учеников, способных к высоким показателям успеваемости в изучении именно его предмета. Но, между тем, очень часто ученики не только не проявляют одаренность, а наоборот, демонстрируют негативное отношение к учебе вообще.

То обстоятельство, что все больше детей не желает учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх и чувство беспомощности почти у каждого учителя. Наблюдается неутешительная ситуация, когда дети ничем не заинтересованы и апатичны к познанию. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Но так ли это в действительности?

В последние десятилетия в зарубежной психологии появилось много работ, посвященных трагедии не проявленных или заблокированных системой школьного обучения талантов. По данным одного из известных ученых - П. Терренса, более трети детей, которые были отчислены как неуспевающие, это - одаренные дети.

Подготовив учителей к работе с одаренными детьми, сообщив, что некоторые из детей продемонстрируют исключительные способности, исследователи стали ждать, что же произойдет дальше. Периодически в течение года они проводили наблюдения за динамикой успеваемости учащихся, а в конце года проверили всех детей с помощью теста IQ. Ожидания стали реальностью. Выяснилось, что реальный прирост показателя IQ зависел от информации, которую получили учителя: у тех детей, которые, по мнению учителя, были умственно более способными, прирост IQ был больше, чем у тех детей, которые, по мнению учителя, были менее способными. Таким образом, предвзятость учителя в отношении ребенка влияла на ту учебную работу с одаренными детьми, которую он с этими учениками проводил. Впоследствии эти выводы были подтверждены в ряде других экспериментальных исследований.

Надежды, которые учителя возлагали на своих учеников, даже если они не были высказаны вслух, помогли школьникам поверить в себя и учиться соответствующим образом. Многочисленные исследования показали, что люди не осознанно стремятся соответствовать тому уровню развития, который от них ожидается, причем как выше, так и ниже(3, с. 17- 18).

Итак, поиск способов выявления потенциальной одаренности, форм, методов работы с одаренными детьми, имеет все основания для того, чтобы дать ожидаемые результаты, то есть помочь определить условия, при которых рядовые ученики смогли бы в полной мере выявить естественные психологические возможности и достичь наивысшего уровня своего развития.

Но для этого нужны соответствующие формы, методы работы и психолого-педагогический инструментарий, с помощью которого мы бы имели возможность диагностировать потенциальные задатки и способности детей и обосновать вероятность их развития до уровня одаренности.

Публикации по теме:

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К вопросу о детской одаренности. Часть 3
Опубликовано: 6 октября 2013 в 11:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет. Через год детки моей старшей группы...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...
«Мы желаем счастья вам». Песня-поздравление детского сада с юбилеем
Песня-поздравление детского сада с юбилеем Эту песню мы исполнили коллективом на юбилее старейшего в нашем городе детского сада. Такой вот был музыкальный...