К вопросу о детской одаренности. Часть 3

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 3

Часть 1

Часть 2

Пример яркой одаренности – дети – вундеркинды (от «чудесный ребенок»). Они, как правило, дошкольники или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком- либо определенном виде деятельности (математике, поэзии и т. д.). Особое место среди этих детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее (с 2- 3 лет) освоение чтения, письма и счета, овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса и т. д. У них необыкновенно высоко развиты отдельные познавательные способности (поразительная память, необычная сила абстрактного мышления и т. д.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере изобразительного искусства, особенно в музыке. В науке обычно позднее, чем в искусстве (выдающиеся открытия, создание новых областей и методов исследования и т. д.). Это связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых научные открытия невозможны. Раньше других проявляется математическое дарование (1, с. 151).

Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех этих критериев классификации видов одаренности. Следовательно, одаренность - это многомерное по своему характеру явление. Для специалиста – практика это возможность и необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Психолог Юрий Гильбух, на основе анализа познавательных особенностей ребенка, выделяет следующие типы одаренности:

- естественные теоретики (направленность познавательного интереса на осмысление абстрактных идей, склонность к естественным знаниям);

- усваивающая одаренность (отсутствие собственного подхода, отсутствие «самости» (по Юркевичу).

Некоторые американские психологи главнейшими считают такие типы одаренности ребенка:

- интеллектуальная одаренность. Оказывается в любознательности, наблюдательности, точном мышлении, исключительной памяти, интересу ко всему новому, глубине погружения в дело.

- одаренность в сфере академических достижений. В чтении: дает ему преимущество среди других видов деятельности; быстро и надолго запоминает прочитанное; обладает большим словарным запасом; использует сложные синтаксические конструкции; интересуется написанием букв и слов. В математике: проявляет интерес к счету, измерению, взвешиванию, упорядочению предметов; запоминает математические знаки, цифры, символы; легко выполняет арифметические действия; применяет математические умения и сроки к ситуациям, которые не касаются непосредственно математики. В естественных науках: проявляет интерес к окружающему; интересуется происхождением и назначением предметов и явлений, их классификации; внимательность к явлениям природы, их причинам и последствиям, попытки экспериментировать( 2, с. 84).

Конечно, каждый учитель мечтает иметь учеников, способных к высоким показателям успеваемости в изучении именно его предмета. Но, между тем, очень часто ученики не только не проявляют одаренность, а наоборот, демонстрируют негативное отношение к учебе вообще.

То обстоятельство, что все больше детей не желает учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх и чувство беспомощности почти у каждого учителя. Наблюдается неутешительная ситуация, когда дети ничем не заинтересованы и апатичны к познанию. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Но так ли это в действительности?

В последние десятилетия в зарубежной психологии появилось много работ, посвященных трагедии не проявленных или заблокированных системой школьного обучения талантов. По данным одного из известных ученых - П. Терренса, более трети детей, которые были отчислены как неуспевающие, это - одаренные дети.

Подготовив учителей к работе с одаренными детьми, сообщив, что некоторые из детей продемонстрируют исключительные способности, исследователи стали ждать, что же произойдет дальше. Периодически в течение года они проводили наблюдения за динамикой успеваемости учащихся, а в конце года проверили всех детей с помощью теста IQ. Ожидания стали реальностью. Выяснилось, что реальный прирост показателя IQ зависел от информации, которую получили учителя: у тех детей, которые, по мнению учителя, были умственно более способными, прирост IQ был больше, чем у тех детей, которые, по мнению учителя, были менее способными. Таким образом, предвзятость учителя в отношении ребенка влияла на ту учебную работу с одаренными детьми, которую он с этими учениками проводил. Впоследствии эти выводы были подтверждены в ряде других экспериментальных исследований.

Надежды, которые учителя возлагали на своих учеников, даже если они не были высказаны вслух, помогли школьникам поверить в себя и учиться соответствующим образом. Многочисленные исследования показали, что люди не осознанно стремятся соответствовать тому уровню развития, который от них ожидается, причем как выше, так и ниже(3, с. 17- 18).

Итак, поиск способов выявления потенциальной одаренности, форм, методов работы с одаренными детьми, имеет все основания для того, чтобы дать ожидаемые результаты, то есть помочь определить условия, при которых рядовые ученики смогли бы в полной мере выявить естественные психологические возможности и достичь наивысшего уровня своего развития.

Но для этого нужны соответствующие формы, методы работы и психолого-педагогический инструментарий, с помощью которого мы бы имели возможность диагностировать потенциальные задатки и способности детей и обосновать вероятность их развития до уровня одаренности.

Публикации по теме:

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К вопросу о детской одаренности. Часть 3
Опубликовано: 6 октября 2013 в 11:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тематическая неделя «Транспорт» (фотоотчет)
Первая неделя апреля в нашей группе была посвещена теме " Транспорт". Мы с ребятами изучали виды транспорта. Узнали, что транспорт не просто может ездить по...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на май (часть девятая)
Дата: 1 и 2 - ая недели ( 1. 05 -12. 05) Тема: Этот день победы! Содержание работы: Цель проекта. Формирование первоначальных представлений о Великой...
Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и...
Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города, Стрелецкой...
Дидактическое пособие «Игры с разноцветными резиночками»
Уважаемые посетите сайта! Рада Вас приветствовать! Предлагаю вашему вниманию игры с разноцветными резиночками для волос. Играть можно с детьми всех...
Конспект НОД по аппликации «Лес — многоэтажный дом» в подготовительной группе...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( аппликация) в подготовительной группе по теме «Лес –...