К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе подготовки и написания представленной работы охарактеризовано понятие «одаренность» у детей, проанализированы психологические особенности ранней детской одаренности. Реализация указанных задач позволила нам достигнуть цели нашей работы – охарактеризовать психологические особенности одаренных детей.

Работа, направленная на обучение одаренных детей - задача, которая требует специальных действий многих специалистов, центральное место среди которых занимает психолог. В последние десятилетия, как за рубежом, так и в нашем государстве были приняты широкомасштабные программы психологических исследований творчества, способностей и одаренности. Этот факт означает признание государственной важности проблемы реализации потенциала, заложенного у одаренных детей. Одаренные дети - очень ценная, но весьма слабая часть нашего общества.

Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают противоположную картину.

Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников такого риска являются трудности в контактах со сверстниками, которые особенно присущи исключительно одаренным детям. Дополнительной проблемой является "дисинхронное развитие", которое заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях отличаются от своих ровесников или, даже, иногда уступают им (например, мелкая моторика, дислексия).

Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий. При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.

К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гильбрух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности (детей) // Вопросы психологии. 1990. - №4. – С. 147-155.

2. Голубева З. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. - №4. – С. 75-86.

3. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. - №8,ноябрь. – С. 13-18.

4. Гурова Л. Л. Когнитивно- личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. - №6. – С. 14-20.

5. Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. - №4. – С. 94-97.

6. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Е. Д. и др. - М., 1998.

7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /

Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.- 204 с.

8. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И. Одаренный ребенок: Особенности

обучения. - М.: Просвещение, 2006.- 239 с.

Публикации по теме:

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная
Опубликовано: 6 октября 2013 в 11:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...