МААМ-картинки

К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании

Татьяна Нездоровина
К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании

Развитие человека – ключевая задача современного отечественного образования. Именно развитый человек является надеждой семьи, гарантией развития общества, опорой государства. Естественно, что процесс развития необходимо начинать с детства. Но чтобы ребёнок сам стремился быть надеждой, гарантией развития и опорой Отечеству, важно, чтобы он сам воспринимал судьбу Родины как свою собственную, был патриотом. Воспитание патриотизма указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» как один из принципов государственной политики в сфере образования [3, с. 6]. Именно это положение – «высоконравственный, творческий, компетентный человек, воспринимающий судьбу Отечества как свою личную» [1, с. 11] – представлено в российском образовании как воспитательный идеал, отражённый в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России, в свою очередь, являющей методологической основой разработки и реализации федеральных государственных стандартов. Сам глава государства в текущем году назвал патриотизм национальной идеей, к осмыслению и воплощению которой призваны стремиться все образовательные учреждения и более того, все социальные институты страны.

Публикация «К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании» размещена в разделах

По нашему убеждению, воспитание патриотизма должно начинаться с дошкольного воспитания, поскольку именно оно является исходным уровнем системы образования Российской Федерации. Учитывая, что представления о Родине включают в себя представления о семье, о родном крае и об Отечестве, мы решили формировать представления дошкольников о Родине путём выявления, создания условий и для расширения указанных представлений. Провели диагностические мероприятия, выявили относительно невысокий уровень представлений дошкольников о Родине, поставили цель: обеспечить положительную динамику в процессе формирования представлений о большой и малой родине (семье, городу, стране, природе родного края, всей стране) у детей дошкольного возраста, определили задачи, распределив их на блоки: «Моя семья» (средняя группа, «Мой родной край» (старшая группа, «Наше Отечество – Россия» (подготовительная группа)». Изучив литературу, связанную с данной проблемой, решили, что ключевым средством подобного воспитания может выступать проектная деятельность как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач, пробуждающая и развивающая творческий потенциал.

В процессе создания и реализации системы проектной деятельности, было принято решение: представить вышеуказанные блоки как среднесрочные проекты (продолжительностью в год). Внутри каждого блока в соответствии с календарём праздничных дат были выделены краткосрочные проекты – на месяц. Так, в блок «Моя семья» для детей на начало проектной деятельности относящихся к среднему дошкольному возрасту вошли проекты, отобранные нами для формирования представлений о семье и названные нами: в сентябре как начало года : «Здравствуйте, это наша семья!». В связи с тем, что в октябре отмечается День пожилого человека, мы с детьми работали над проектом : «Кто в семье самый старший?». Поскольку в ноябре отмечается День Матери, проводилась работа над проектом «День Мамы». В преддверии Нового года и Рождества проводился конкурс семейных поделок «Наша ёлочка». Январь был посвящён проекту «Герб нашей семьи». Полагаем, несложно догадаться, почему проект февраля получил название «На защите семьи и Родины». То же самое можно сказать о проекте марта «Мамам и бабушкам посвящается». В апреле шла работа над проектом «Чем пахнут ремёсла или Профессии в нашей семье». Наконец, в качестве итогового проекта, в мае был проведён проект-фестиваль «Моя семья и я». Осуществляя проектную деятельность по наглядной схеме «Пять «П» (проблема, поиск информации, планирование, продуцирование, презентация продуктов деятельности, мы достигли определённых результатов. Использование проектного метода в рамках данной темы дало возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении по формированию представлений о семье, семейных ценностях, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики. Внедрение подпроекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми семейных традиций, у детей возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. Дети захотели быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникало желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий). В ходе разработки и реализации подпроекта были созданы условия самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, была обеспечена возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОО с семьями воспитанников, был создан благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе. Были достаточно активизированы и обогащены педагогические знания и умения родителей. Было зафиксировано повышение психолого-педагогической культуры родителей. Воспитатели осмыслили и создали систему занятий и совместной деятельности : «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме. В соответствии с целью и задачами была оснащена предметно – развивающей среды в группе. Был создан и регулярно обновлялся уголок (стенд) по патриотическому воспитанию.

Подобным образом проводилась проектная деятельность, направленная на формирование представлений о малой родине, начатая нами, когда дети перешли в старшую группу. В сентябре старооскольцы отмечают День Города, и мы с детьми работали над проектом : «Мой детский сад, мой микрорайон – Дню города». В октябре, в связи с праздником День флага был разработан и реализован проект «День флага Белгородской области», в ноябре – «Герб Белгородской области». В декабре проектная деятельность была направлена на постижение природы нашего края, в январе – на историю малой родины с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Продолжая тему истории и в связи с освобождением Старого Оскола от фашистов, был разработан и реализован соответствующий проект. Соблюдая преемственность как условие прочности системы, в том числе и проектной деятельности, следующий наш проект с детьми был посвящён культуре малой родины. Вспоминая проект о профессиях родителей, мы вместе вышли на проект «Предприятия нашего края». И снова в качестве обобщающего итогового проекта был проведён проект «Наша малая родина».

Представления о родном городе у дошкольников сформировались. Дети хорошо знают название, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну. Ребята хорошо ориентируются в своем городе. Интерес к истории и культуре своего города не только пробудился, но и относительно неплохо развит. Кругозор детей через экскурсии к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений микрорайона и города, общение с интересными людьми заметно расширился.

На следующий год, когда дети стали подготовительной (предшкольной) группой нами было принято решение: провести работу по формированию представлений дошкольников о всей нашей стране. Позволим себе просто перечислить названия проектов, также проводимых в течение года, на месяц каждый: «Наша Родина - Россия», «Государственный герб, флаг, гимн Российской Федерации», «Славится Россия чудо - мастерами (гжель, хохлома, дымка)», «Москва и другие города России», «Русские народные праздники», «Самый весенний праздник России», «Наш человек в космосе», «Спасибо вам, что мир спасли».

Теперь дошкольники проявляют устойчивый интерес к истории и культуре своей страны. В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; узнали имена тех, кто прославил свою Родину; начали проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности;

Усилия педагогов и родителей при организации работы оправдали ожидания: дети много узнали о государственной символике, отечественных народных промыслах и народных праздниках, проявили неподдельный интерес к другим городам России, подвигам космонавтов, наших соотечественников для Великой Победы над фашизмом.

Поставив цель: рост динамики в процессе формирования представлений о большой и малой родине (семье, городу, стране, природе родного края, всей стране) у детей дошкольного возраста, мы достигли её. Итоговая диагностика развития у детей знаний о своей семье, родном крае, Отечестве показала положительную динамику. Показатели сформированности представлений у дошкольников повысились : о своей семье с 39% до 100%; представлений о родном крае с 23% до 96%; представлений об Отечестве с 12% до 96% .

Но мы не намерены останавливаться, так как убеждены, этого недостаточно. Уже было сказано о преемственности как условии прочности системы: как воспитания в целом, так и проектной деятельности, в частности. Указываемая некоторыми авторами утрата преемственности поколений может быть преодолена как раз преемственностью воспитания.

Перейдя в школу, дети встречаются с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, разработанной на базе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Что касается проектной деятельности, в начальной школе она выступает средством выполнения требований ФГОС НОО. Предполагается, что дети научатся понимать её особенности, разрабатывать замысел и пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт», более широко её использовать. Проектная деятельность младших школьников призвана обеспечить развитие метапредметных умений. В процессе обучения она является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний. Главная особенность развития проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, передачи учащимся инициативы в познании, в развитии умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Предполагается, что в ходе освоения проектной деятельности учащийся начальной школы становится субъектом учения, добывает знания сам, осознавая содержание и формы учебной деятельности. Основными задачами в процессе проектного обучения является развитие у ученика некоей основы знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.

Проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, помогая учителю построить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками-ориентирами педагога и локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.

В рамках внеурочной деятельности проектная деятельность призвана обогащать содержание образования, дать возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Для применимости проектного обучения задания следует дифференцировать по степени трудности.

В качестве основных результатов проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения наблюдения, измерения, сравнения, моделирования, выдвижения гипотез, экспериментирования, определения понятия, установления причинно-следственных связей и работы с источниками информации. Кроме названного, формируются «готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия»[2].

Всё или почти сказанное о проектной деятельности, как было показано, было нами осмыслено и применено в дошкольном образовании в той или иной степени. Именно потому возможна преемственность дошкольного и школьного образования. И именно потому мы не считаем наш труд напрасным и надеемся, что он есть вклад в становление надежды семьи, гарантии развития общества, опоры государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Данилюк, А. Я, Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. / А. Я. Данилюк – М. : Просвещение, 2011. – 23 с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Издательство «Омега – Л», 2015. – 99 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Издательство «Омега – Л», 2014. – 135 с.

Публикации по теме:

«ФГОС в дошкольном образовании». Методическая копилка "ФГОС в дошкольном образовании" С 1 января 2014 г. введен в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании». Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено.

Консультация «Труд в дошкольном образовании — это легко?» В своём Эссе я хочу раскрыть данную тему. Сейчас я попытаюсь подойти к основному понятию освещаемой темы. Труд - целенаправленная деятельность.

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Игра в современном дошкольном образованииИгра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме.

Статья «К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы» К вопросу о преемственности в работе ДОО и начальной школы при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школеАвтор: Веснина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о преемственности проектной деятельности в дошкольном и начальном школьном образовании
Опубликовано: 16 января 2017 в 01:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД