Получи документы

Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей

Елена Гречишкина
Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей

Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей

В эмоциональной сфере это:

Развитие и понимание эмоций как положительных, так и отрицательных;

Развитие социальных эмоций;

• Формирование моральных переживаний;

Развитие эмпатии;

• Формирование высших чувств, выражающих отношение человека к миру и окружающим его людям (этические, интеллектуальные, практические);

Публикация «Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей» размещена в разделах

• Усвоение языка чувств и способность к их вербализации;

• Умение произвольно управлять чувствами.

В мотивационной сфере это:

• Доминирующие установки (предрасположенность к определенной форме реагирования);

• Индивидуальная мотивационная система;

• Устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения;

• Зарождение истинно мотивационных форм поведения;

• Проявление эмпатии и самоконтроля определяют морально - нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе.

В когнитивной сфере это:

Развитие «Я - концепции»;

• Представление о том, каким человеком он сможет стать («потенциальное «Я - образ»).

Л. С. Выготский (1960) сформулировал три основных закона развития высших психологических процессов человека, имеющих прямое отношение к характеристике и формированию нравственных качеств :

1. Возникновение нравственных процессов личности есть продукт его деятельности. Социальные и внешние опосредованные нравственные процессы и ее деятельность превращаются в индивидуальные, психологические и внутренние структуры, сохраняя свою принципиальную значимость.

2. Идея функциональных, психологических систем и необходимость раннего стимулирования самоактивности ребенка, продиктованы наличием присущих, определенным возрастным периодам, оптимальных сочетаний и условий для развития определенных способностей.

3. Закон, открывающий место и роль речи как функции, составляющий условия возникновения сознательной интеллектуальной и волевой деятельности человека в нравственном развитии.

Ребенок осваивает связь между действием и наказанием (ранний возраст). Он понимает, что каждый поступок имеет последствия: логическое понимание (младший дошкольный возраст); ребенок может сам оценить свои поступки, причину их побудившую: оценка и покаяние (старший дошкольный возраст).

Основным показателем развития нравственных качеств ребенка дошкольного возраста является способность к внутренней мотивации поведения в ситуации морального выбора. Понимание ребенком ситуации морального выбора складывается под влиянием трех моментов: стремление уйти от необходимого выбора, моральной оценки возможных вариантов, факторов определяющих реальный выбор.

У дошкольников нравственные понятия, нормы и правила не осознаются, в своих эмоциональных переживаниях ребенок практически полностью зависит от одобрения или неодобрения взрослых, при этом нравственное поведение основывается на принципе полезности.

Рисунок 1 – Уровни становления нравственных качеств индивида

Адаптируясь, к нравственным нормам социума, ребенок как бы экспериментирует с применимостью этих требований к своей личности, манипулирует их последовательностью и устойчивостью.

Дадим обобщенную характеристику уровня выраженности, параметров нравственных качеств личности дошкольника, путем выделения их в типs предложенную В. С. Мухиной:

Первый тип – нравственно – воспитанный. Хотя в целом он характеризуется еще недостаточным пониманием этических понятий, но уже существующие представления о нравственных нормах позволяют ребенку оценивать происходящее и предвидеть последствия правильных и неправильных действий.

Нравственные законы трактуются исходя из принципа полезности, и реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны взрослых.

Второй тип – нравственно - послушные. Они характеризуются недостаточным пониманием нравственных понятий. Нормы и правила не осознаются, а их нарушение не вызывает негативных переживаний.

Чувство долга испытывается только по отношению к матери и друзьям. В общении наблюдается тенденция к доминированию.

В целом поведение строится и оценивается в соответствии с требованиями и интересами социального окружения. Нравственным ориентиром является стремление избежать наказание.

Способность в относительно длительное время поступать нравственно обеспечивается, с одной стороны одобрением и контролем окружающих взрослых, а с другой стороны знанием и пониманием этических требований и возможных последствий их нарушения.

Третий тип – нравственно – неустойчивый. Он характеризуется непониманием этических понятий, ошибочным представлением о нравственности, неспособностью прогнозировать развитие событий и незнанием нор морали. В поведении наблюдается с одной стороны стремление к утверждению своей воли при неадекватном оценивании приемлемости поведения, как своего, так и других. С другой стороны присутствует желание соответствовать общим правилам и интересам большинства

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития.

Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей второгогода жизни: На втором году жизни в формировании детей.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Роль ДОУ в сохранении физического и психического развития здоровья детей Консультация для воспитателей Роль ДОУ в сохранении физического и психического развития здоровья детей. «Забота о здоровье – это важнейший.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей
Опубликовано: 28 марта 2016 в 10:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД