Папки-передвижки

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе «Как люди жили на Руси»

Ирина Крюкова
Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе «Как люди жили на Руси»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №64»

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе по теме :

«Как люди жили на Руси».

Подготовила: воспитатель I КК

Крюкова И. Н.

г. Воронеж,2017г.

Цель:

познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Публикация «Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе „Как люди жили на Руси“» размещена в разделах

• Познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.

• Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

• Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям.

Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, обогащать словарный запас.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся (Здравствуйте)

Ребята, мы живем с вами в современном мире. Дома у нас кирпичные. Пользуемся современной, бытовой техникой, компьютером. А у наших прабабушек, прадедушек было совсем все по-другому. И я вам предлагаю посмотреть и вспомнить, как люди жили на Руси. Сегодня и я одета не как всегда. Что за костюм надет на мне? (Русский народный). Как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

— А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

(Показ слайдов)

Мужская рубашка как называлась? (Косоворотка). Почему она так называлась? Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки.

А штаны как назывались – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

А сейчас мы узнаем, как люди жили? Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

-А почему Русь называли «деревянной»?

(Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.) Правильно, раньше дома строили из дерева и называли их избами.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.

Давайте вспомним пословицы об избе, которые сложил русский народ.

• Избу ставят, Бога славят.

• Своя избушка - свой простор.

• Изба детьми весела.

• Изба красна углами, а обед пирогами.

• Изба крепка запором, а двор - забором.

• Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

• Красна изба углами, а человек добрыми делами.

• Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Давайте вспомним сказки, где встречаются деревянные строения (избы, терема, хоромы, палаты)

(«Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

А как еще называли избы (Еще избы называли срубами). А почему их называли срубами? (потому что их рубили топором). Молодцы! Давайте посмотрим какие на Руси были избы.

(Показ слайдов с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната, кто вспомнит ее название (горница).

И сейчас я хочу пригласить вас в миниатюрную горницу. (видео горницы)

Появляется домовенок Кузя

— Кто это? (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Его в народе еще зовут «дедушкой», «хозяином».

1. А что вы знаете о домовом?

Дети: Домовой – хозяин избы. Он одет в обычный крестьянский костюм (штаны и рубаха, отличается от людей только маленьким ростом, да большой бородой (у домовых постарше). Считается, что домовой – маленький весёлый старичок. Живет в избе за печкой, он очень не любит непорядка в семье и ссор, драчливых, ленивых и злых хозяев.

Воспитатель: Зато у людей хороших и трудолюбивых домовой изо всех сил создаёт уют и тепло. Считалось, что домовой сохраняет дом от пожара, потопа и различных пропаж, помогает найти потерянные вещи, а также выпроводить незваных гостей. Кроме того, дух дома являлся отличным нянькой для самых маленьких жильцов: он оберегал малышей от травм и ушибов, помогал убаюкать непосед вечером. А еще домовой очень любит пошалить.

Воспитатель: Домовой, хочет с вами поиграть, и предлагает разгадать загадки.

1. Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Ребята, а для чего нужна печь (ответы детей)

Воспитатель:

— Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)

(Лиса, заяц и петух, Снегурушка и лиса, Колобок, Курочка Ряба, Морозко, Зимовье зверей, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди, По щучьему велению, Баба-Яга)

2. Три братца

Пошли купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли. (Ведра, коромысло)

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле? (Лиса и волк, По щучьему велению, Морозко)

3. У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

4. Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

5. У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

6. Пароход стоит на нем,

Пароход с горячим дном.

По рубашкам и по брюкам

Пароход тот поведем. (Утюг)

7. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

А какие сказки про лапти вы знаете (Лиса лапотница, Пузырь, соломинка и лапать)

8. Без рук, без ног, во все стороны клонится. (Колыбель)

А сейчас давайте немного разомнемся, так как домовенок Кузя еще придумал для вас игры.

Пальчиковая игра "Каша" :

Глаша каши наварила,

Кашей Сашу накормила.

Накормила Пашу, Дашу,

Мишу, Машу и Наташу.

Положила кашу в плошки

для собаки и для кошки.

Отложила кашу в миске,

Чтобы кашу съели мышки.

Воспитатель: Отдохнули? Хорошо. А у меня для вас есть еще загадка:

Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (сундук).

- У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки. Хотите увидеть какие там сказки (да)А вот какие сказки там прячутся вы узнаете, когда мои загадки отгадаете. Садись, Кузенька, слушай, как дети будут отвечать.

1. Вымолвил словечко, покатилась печка. Прямо из деревни, к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

2. Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

3. Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

4. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

5. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

Воспитатель заглядывает в сундучок- там лежат конверты с последним заданием"Собери и назови сказку"(нужно выложить в хронологической последовательности сказку и рассказать ее)

-Дети, что мы нового сегодня узнали (узнали как люди жили, во что одевались, какой посудой пользовались)

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа с народными праздниками.

А в знак ваших стараний и знаний, которые вы продемонстрировали, домовенок Кузя принес вам угощение-крендельки!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как жили люди на Руси»Конспект занятия «Как жили люди на Руси» Виды деятельности: — познавательно-исследовательская; — коммуникативная; — двигательная; Вид ОД: знакомство с окружающим миром. Цель: познакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей «Теремок» в средней группе с использованием блоков Дьенеша Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей «Теремок» в средней группе (с использованием блоков Дьенеша). Подготовила и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству на тему «Народные традиции на Руси» Ход: - Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесёмся в Древнюю Русь. (звучит фонограмма р. н. мелодии). «Русь деревянная.

Конспект НОД «Как люди на Руси жили» Конспект НОД. Тема: Как люди на Руси жили. Задачи: Образовательные: Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как жили первые люди» (первобытные люди) Цель: Дать детям знания о том, как жили первые люди на Земле, где они жили, чем питались, как добывали огонь, пищу, какую носили одежду,.

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Конструирование в технике оригами»Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Конструирование в технике оригами» Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в подготовительной группе. Конструирование в технике оригами Цель: Закрепить.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе «Волшебный дождь Старичка-Лесовичка» Автор конспекта ННОД: Косенко Наталья Александровна, старший воспитатель. Примерная Программа, по которой работает ДОО: «От рождения до.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей «Волшебница вода» Содержание ННОД (обратить внимание детей, ведь они уже находятся в группе, что в ней что то не так. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе «В гостях у сказки» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «В гостях у сказки» Автор конспекта.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «В гостях у сказки» Автор конспекта ННОД: (Баянова Оксана Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории, МКДОУ д/с № 25, комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе «Как люди жили на Руси»
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 16:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД