Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»

Елена Шефер
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»

МБДОУ "Детский сад "Дельфин".

Воспитатель: Шефер Е. В.

г. Муравленко.

Для любого человека важно уметь задавать вопросы. В процессе познания вопрос играет важную роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной функции, предлагаю кратко рассмотреть теоретические аспекты и методы работы с вопросами. Данный материал не является правилом, это своего рода памятка, созданная на основе изученного материала по данной теме.

2-3 года. Особенности развития: дети ориентируются в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации, характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации, начинает складываться произвольность поведения, появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: общий (требует ответа да/нет). Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: -«Угадай-ка». Рассмотреть картинку с большим количеством предметов и деталей. Дальше ребенок картинку видит, воспитатель - нет. Ребенок задает вопросы. Не давать ребенку примера, пусть сам попробует спросить. (Отвечать да/нет).

-Чтение и обсуждение сказок, стихов, художественных произведений.

3-4 года. Особенности развития: Ведущий тип общения- ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер, внимание, память, остаются непроизвольными, речь находится в стадии формирования. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: специальный - начинается с вопросительного слова "Кто, что, какой, где, зачем, почему". Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: прочитать детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Я не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

Задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.

4-5 лет. Особенности развития: общение носит внеситуативно-деловой характер, мышление носит наглядно-образный характер, дети более эмоционально устойчивы, менее капризны, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: альтернативный- со словом "или", "Какой?". Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: "Вопросник"- ребенок ходит по комнате, смотрит на все и приносит пять вопросов со словом "какой", воспитатель отвечает, ребенок проверяет, правильный ответ или нет, отвечать можно шуточно.

5-6 лет. Особенности развития: Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями, в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса, ведущее значение приобретает развитие воображения. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: вопросы-гипотезы, вопросы обращенные к самому себе. Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы: -воспитатель загадывает слово на определенную тему, дети по очереди задают вопросы и пытаются угадать слово.

-«Угадай, о чём спросили». Воспитатель загадывает себе вопрос, не произнося его вслух. Например, вопрос: «Вы любите спорт?». Воспитатель отвечает: «Я люблю спорт». Детям надо догадаться, каким был вопрос.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что мы видим на картинке?» Дидактическая игра «Что мы видим на картинке?» Цель: 1. Учить детей задавать вопросы разного типа? 2. Упражнять детей в умении отвечать.

Как надо отвечать на детские вопросы Подрастает ребенок и начинает задавать вопросы. Как отвечать на них и так ли это важно? "Где?","Куда?","Когда?".Постепенно ребенок накапливает.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 20:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...