Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе»

Иванашкина Тамара Алексеевна
Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе»

Любая деятельность, которой человек занимается ежедневно из месяца в месяц, из года в год, накладывает на личность определенный отпечаток. Это явление получило название «профессиональная деформация».

В самом термине «деформация» изначально заложен негативный оттенок. Одни качества почти перестают проявляться, другие, напротив, гипертрофируются, становятся основными чертами характера личности.

Процесс изменения характера обычно начинается после трех-пяти лет работы в одной и той же сфере. Менее всего склонны к профессиональной деформации личности цельные, более или менее гармоничные, непрестанно работающие над собой.

Публикация «Консультация для педагогов „Как не сгореть на работе“» размещена в разделах

Показательно, что человек, подверженный негативным изменениям, при этом уверен, что всегда был таким, а если и меняется, то только в лучшую сторону; личностная деформация субъективно воспринимается как «накопление профессионального опыта». Однако это мнение ошибочно: развивается однобокое отношение к деятельности, существенно сужается психологическая и интеллектуальная гибкость, а в восприятии действительности начинают преобладать преимущественно категоричные черно-белые тона.

Профессиональной деформации более подвержены представители тех профессий, которые работают с людьми : врачи, педагоги, психологи и др. В этих профессиях человек должен не только регулярно пополнять свои знания, но и постоянно развивать свою личность. Если нет развития, личностного роста, неизбежно начинается профессиональная деформация.

По мере роста стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников («троечник», пассивный, неспособный и т. п., происходит формальное выполнение обязанностей.

Педагог должен уметь работать над своим внутренним психологическим состоянием. Личность учителя – это «инструмент» его педагогической профессии, и, как всякий рабочий «инструмент», она должна быть в «порядке» – ухоженной, отлаженной и сбалансированной.

Одним из видов профессиональной деформации является «эмоциональное выгорание», или хроническое нервно-психическое переутомление.

К синдромам «эмоционального выгорания» относятся:

– стремление сократить и/или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);

– постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетентности;

– тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни (трудоголизм);

– снижение работоспособности, продуктивности, желания работать : обычная работа становится все тяжелее, а возможность выполнять ее – все меньше;

– непреходящее чувство уста-лости, бессилия, истощения;

– частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, изменение веса (снижение или увеличение);

– чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение уровня энтузиазма;

– возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов;

– обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;

– общая негативная установка на жизненные перспективы;

– появление ригидности, что создает препятствие изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощенной личности.

Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в синдроме «эмоционального выгорания» – личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин.

Наиболее подвержены «эмоциональному выгоранию» люди гуманные, мягкие, увлекающиеся и одновременно – неустойчивые, интровертированные. Быстро «выгорают» идеалисты, одержимые навязчивыми идеями (фанатичные, «пламенные», а также чрезмерно ответственные и авторитарные люди, склонные брать на себя непосильную ношу. Работники, ориентированные на оплату труда, а не на профессиональный успех, менее подвержены «эмоциональному выгоранию». Но с такими людьми достаточно трудно работать, поскольку они выполняют свою работу «от и до».

Ролевой фактор. При нечеткой и неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия фактор «выгорания» резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию «эмоционального выгорания» также те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция.

Организационный фактор. Развитие синдрома «эмоционального выгорания» связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивным общением, подкреплением его эмоциями, принятием решений. Другой фактор развития «эмоционального выгорания» – это нечеткие организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов и конфликтов как в системе «руководитель – подчиненный», так и между коллегами.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром «эмоционального выгорания», – наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения.

Согласно В. В. Бойко, синдром «эмоционального выгорания» проходит несколько фаз в своем развитии.

Фаза «Напряжения» включает в себя:

– переживание психотравмирующих обстоятельств;

– неудовлетворенность собой;

– ощущение загнанности в клетку;

– тревогу и депрессию.

Для фазы «Резистенции» характерны следующие признаки:

– неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, что воспринимается людьми как черствость, неуважение к себе;

– эмоционально-нравственная дезорганизация. Разделение учеников на «плохих» и «хороших», с соответствующим отношением к ним;

– расширение сферы экономии эмоций, которая распространяется не только на работу, но и на семью, и друзей;

– сведение к минимуму своих обязанностей.

Фаза «Истощения» включает в себя такие симптомы:

– эмоциональный дефицит. Исчезают положительные эмоции, и появляются неяркие отрицательные (раздражительность, дискомфорт);

– эмоциональная отстраненность, реагирование без чувств и эмоций. Специалист действует, как бездумный робот, автомат;

– личностная отстраненность, или деперсонализация. Ученики тяготят педагога своим присутствием, хочется отдохнуть от них и от работы;

– психосоматические и психовегетативные нарушения.

Предлагаем несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска синдрома «выгорания» :

1. Оценить ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе. Если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора принимать меры. И не вздумайте прятаться от реальности: «Да ничего, просто переутомилась».

2. Создать себе комфортные условия работы. Даже «милые пустячки» : фото на столе, несколько сувениров от близких людей, цветы на окнах и т. д. – помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям.

3. «Уйти в отключку», то есть, регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-либо приятное.

4. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром Вы придете на работу, это снова погрузит Вас в состояние дискомфорта.

5. Разговаривать с людьми «по пустякам» : возможность просто поболтать на отвлеченные темы тоже лекарство от стресса.

6. Использовать перемены, обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлеченные темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

7. Избавиться от боязни ошибаться – достичь полного совершенства все равно не получится, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: «Что будет, если я сделаю ошибку, – случится мировая катастрофа?»

8. Стать заменимыми: надо избавиться от иллюзии, что без Вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к «выгоранию».

При появлении первых признаков профессиональной деформации и «выгорания» бывает достаточно самопомощи, своевременного «сброса» утомления, поддержки близких и грамотных людей. Необходимо вовремя восстанавливать энергию, силы, работоспособность. Предупредить болезнь – всегда легче, чем ее потом лечить!

И ещё небольшое, но важное дополнение: хорошей профилактикой «выгорания» является радость от своего труда, отношение к своей работе как к любимому делу. Вот как об этом говорится в притче.

Трем строителям задали один вопрос: «Что вы делаете?»

Один из них, вытирая пот с лица, ответил: «Не видите что ли – везу тяжелые кирпичи, надрываюсь от непосильной работы».

Второй устало бросил: «Деньги зарабатываю».

Третий вез тележку, нагруженную кирпичом, со светлой улыбкой на лице и радостно ответил: «Я строю самый лучший храм в мире».

А поэт Рабиндранат Тагор написал об этом такие строки:

Я спал, и мне снилось, что жизнь – это радость,

Проснулся и увидел, что жизнь – это долг.

Я выполнил то, что был должен, и понял,

Что долг – это радость.

Жизнь – долг, исполните его.

И сделайте это с радостью, любовью и удовольствием!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителямиФотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителями Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителям. Цель: Познакомить.

ИКТ в работе с дошкольниками Использование ИКТ при работе с дошкольниками. Главная задача для воспитателя – это обеспечить комфортное пребывание ребёнка в детском саду,.

Мнемотаблицы в работе с детьми Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного.

Мой подход к работе с детьмиМой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми Наиболее значимым, на мой взгляд, ориентиром у дошкольников является создание у ребёнка уверенности в своих.

Мой подход к работе с детьми с ОВЗМой подход к работе с детьми с ОВЗ Сейчас я работаю в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ. Быть воспитателем большая ответственность, а тем более в подготовительной.

Ода моей работе! В городе Сызрани на пригорке, есть своя страна. Сказочно - волшебная, цветущая она! Сторонним наблюдателям жизнь в ней не видна. Но те,.

Отчёт о работе кружка по ПДД В целях пропаганды безопасности дорожного движения среди детей МБДОУ №28 п. Майский, вовлечения дошкольников в отряды юных инспекторов движения,.

Отчёт о работе с родителями Отчёт о проделанной работе с родителями в СП ГБОУ ООШ с. Новопавловка д/с № 8 «Золотой петушок» за 2014-2015 учебный год воспитателя Карпенко.

Отчет о работе по ПДД С 2005 года, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, третье воскресенье ноября объявлено Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе»
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 11:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД