Лучший педагог года

Консультация «Как организовать работу группы оздоровительной направленности»

Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Как организовать работу группы оздоровительной направленности»

Одной из задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, группы могут иметь оздоровительную направленность.

Цель такой группы – укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Публикация «Консультация „Как организовать работу группы оздоровительной направленности“» размещена в разделах

1. Что нужно учесть, для открытия оздоровительной группы

Группы оздоровительной направленности создаются в учреждениях при наличии необходимых материально-технических условий (например, для детей с патологией лор-органов потребуется оборудование для проведения ингаляций, физио-процедурный кабинет, для детей с НОДА – «стенка осанки», массажный стол) и кадрового обеспечения (врач-фтизиатр для детей с туберкулезной интоксикацией, инструктор ЛФК с медицинским образованием для профилактики НОДА) для осуществления профилактической и лечебно-оздоровительной работы с воспитанниками.

Открытие групп осуществляется с учетом фактической потребности (запроса родителей) на основании приказа руководителя учреждения по согласованию с Учредителем и в соответствии с Уставом учреждения. Порядок открытия группы может быть предусмотрен уставом, если в уставе этого нет, то ДОУ самостоятельно определяет порядок. Как правило группа открывается приказом, но ДОУ вправе регламентировать порядок открытия оздоровительных групп в локальном акте.

До открытия группы необходимо разработать :

- положение о группе оздоровительной направленности – разрабатывает образовательное учреждение самостоятельно, на основе Типового положения, с учетом основных направлений работы с детьми. В нем следует отразить: общие положения, основные задачи, порядок приема и комплектования группы, организацию деятельности группы, период пребывания воспитанника в группе, условия для проведения оздоровительной работы, основные направления, штат, распределение функциональных обязанностей между персоналом и т. д.

- комплексный перспективный план, в котором стоит учесть все организационные мероприятия : профилактические, учебно-оздоровительные, лечебные, контрольно-аналитические и т. д.

- оздоровительная программа – является одним из главных документов, в нее входят такие разделы как: пояснительная записка, динамика развития здоровья и физического развития воспитанников, система и содержание оздоровительной деятельности, материально-техническое, программно-методическое и медицинское обеспечение, мониторинг здоровья и физического развития, планируемые результаты и методы их оценивания, особенности и план конкретных направлений работы и т. д.

Провести методическую работу, направленную на повышение профессионального уровня конкретных педагогов группы оздоровительной направленности, в осуществлении образовательного процесса, вооружении их актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитии общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.

Комплектовать оздоровительные группы следует также, как и общеразвивающие – с учетом возраста, нормы площади на одного воспитанника (не менее 2,5 м на 1 ребенка до 3 лет, не менее 2 м – для ребенка от 3 до 7 лет, требований к параметрам и расстановке мебели. В группы оздоровительной направленности принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет в соответствии с уставом учреждения, у которых нет медицинских противопоказаний к посещению детского сада и особых образовательных потребностей.

Основанием для зачисления в группу оздоровительной направленности являются :

- направление в группу оздоровительной направленности, выданное управлением образования города (населенного пункта);

- письменное заявление родителей (законных представителей) воспитанника;

- медицинское заключение о состоянии здоровья воспитанника с указанием оснований для зачисления в группу оздоровительной направленности.

Перед зачислением воспитанников в группу, обязательно, подпишите у родителей (законных представителей) ребенка, согласие на закаливающие процедуры. Без него проводить закаливание детей нельзя!

2. Для каких детей открывать оздоровительные группы

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Закон не содержит перечень таких мероприятий и процедур, особенности комплектования групп. Указано лишь, что потребность обучения в группе родители должны подтвердить документально. Наименование документа также не уточняется – это может быть медицинская справка или заключение.

Группы оздоровительной направленности требуются для детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий :

- с туберкулезной интоксикацией (туберкулезом органов дыхания в стадии рассасывания и клинического выздоровления, с повышенным риском заболевания туберкулезом, выявленные по результатам туберкулинодиагностики, инфицированные МБТ не впервые, с сопутствующей патологией: хронические заболевания легких, почек, сахарный диабет, находящиеся в контакте с больным туберкулезом, из социально неблагополучных семей, подверженные риску заражения туберкулезом);

- с аллергопатологией (бронхиальная астма, аллергический бронхит, поллиноз, атопический дерматит, аллергический дерматит и т. д.);

- для часто болеющих детей (6 и более острых заболеваний в год у детей 1-2 года, 5 и более острых заболеваний в год у детей 3-летнего возраста, 4-5 лет – 4 и более острых заболеваний в год, 6 лет и старше - 3 и более острых заболеваний в год, возникающими из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений в них);

- с нарушением осанки и плоскостопием;

- другие категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий (нервно, соматически ослабленные, с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии и т. д.).

3. Какие документы нужны для работы оздоровительной группы

При поступлении ребенка в оздоровительную группу для выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка воспитателям и специалистам группы требуется проанализировать: лист здоровья, назначения врача, рекомендации психолога.

Для каждой конкретной группы оздоровительной направленности разрабатывается перспективный план оздоровительных мероприятий, журнал учета заболеваемости, лист педагогических наблюдений за воспитанником после занятий физических упражнений, лист здоровья на каждого ребенка, составляются индивидуальные планы оздоровления каждого ребенка, реализующиеся с учетом личностно ориентированного подхода к развитию каждого ребенка, учебный план, расписание занятий, план оздоровительных мероприятий, иные документы в зависимости от специализации группы.

Если в работе оздоровительной группы проводится физиотерапия, то необходимо вести журнал учета физиотерапевтических процедур, где следует указывать наименование и время процедур!

Паспорт здоровья воспитанника (индивидуальный, перспективный план оздоровительной работы в группе, табель посещаемости воспитанников группы оздоровительной направленности, индивидуальный образовательный маршрут – ведут воспитатели группы.

Медицинские работники ведут – индивидуальные планы оздоровительных мероприятий на каждого воспитанника в Паспорте здоровья, журнал учета оздоровительных мероприятий, вносят записи в медицинскую карту воспитанника об оказанных в течении отчетного периода оздоровительных мероприятиях.

Для индивидуализации образования, коррекции и оптимизации работы с группой, воспитатели и специалисты группы проводят мониторинг индивидуального развития воспитанников (педагогическое наблюдение, диагностические методики по профилю деятельности, оценка физического и интеллектуального развития, состояния здоровья и т. д., результаты заносят в «Карту развития ребенка».

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей!

4. Как воспитателям работать с детьми в оздоровительных группах

Работа в группах оздоровительной направленности организуется в рамках основной образовательной программы ДОУ, однако воспитатель должен понимать, что группа оздоровительной направленности в ДОУ — это группа для детей с ослабленным здоровьем, необходимо учитывать особенности: в режим дня включается лечебная физкультура, процедуры по профилактике ОРЗ и ОРВИ, закаливание, профилактические, лечебно-оздоровительные, корригирующие мероприятия в зависимости от специализации группы, дневной сон здесь более длительный, питание лечебное или диетическое.

Режим жизни такой группы «подвижно-адаптивный», в зависимости от уровня психического развития детей и их состояния здоровья.

В режиме дня следует предусмотреть:

- увеличение периода приема детей в утренние часы (до 8.30-9.00);

- увеличение продолжительности дневного сна с достаточным доступом воздуха;

- строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;

- творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;

- чередование умственной и физической деятельности, полноценный отдых.

Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Построение воспитательно-образовательного процесса должно предусматривать:

-проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом специфики группы (например, в группах с НОДА недопустимо длительное вынужденное сидение на одном месте, увеличено количество и длительность динамических пауз, включены специальные упражнения, в группах ЧБД организуется полоскание рта и горла, приучение к закаливанию и т. д.,

- предоставление ребёнку возможности отдыха при каждой возникающей у него потребности в этом,

- создание ситуации успеха для каждого ребёнка (используются поощрения, даже за небольшие, незначительные достижения ребёнка).

На прогулках важно соблюдать требования, организовывать подвижные игры, большое внимание уделять разнообразной деятельности детей, не допускать длительного сидения или стояния на одном месте, обращать внимание на то, как дети стоят, сидят, переносят тяжести, и учить их правильно это делать.

Современная наполняемость группы требует создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в группе следует организовать зону двигательной активности и зону уединения, уголок природы (они создают домашнюю, уютную и комфортную обстановку).

5. Как организовать взаимодействие с родителями

Самая традиционная форма работы с родителями — это собрания. На первом собрании очень важно дать родителям возможность самим высказывать идей по организации жизни группы. На первой встрече обязательно должны присутствовать все специалисты и представители администрации ДОУ. Специалисты и воспитатели знакомятся с родителями, знакомят их с особенностями организации деятельности группы, предоставляют информацию по вопросам оздоровления детей, организуют общее консультирование родителей по профилю группы, отвечают на вопросы.

Воспитателям на первом собрании следует:

- Совместно с родителями запланировать, какие мероприятия будут организованы в группе. Определить, кто из родителей, какую роль будет играть в реализации идеи (планирование, написание сценария, исполнение ролей и т. д.).

- Познакомить родителей с тематическим планом в группе – чтобы выяснить, как родители могли бы участвовать в реализации какой темы.

- Провести презентацию группы. Дать возможность родителям самим подействовать в каждом центре активности, чтобы они увидели, чем занимаются их дети и как воспитатели готовят развивающую среду (это необходимо для того, чтобы родители видели, что интересного есть в группе, чем дети могут заниматься).

- В заключении, родители могут высказать свои идеи по наполнению центров (идеи родителей обязательно записываются).

Организованное таким образом первое собрание с родителями позволит им чувствовать себя полноценными авторами и исполнителями всех идей по планированию жизни группы, активными участниками образовательного процесса. При таком подходе родители будут более заинтересовано относиться к жизни детей в детском саду и отзывчиво реагировать на различные совместные мероприятия.

Специалистам ДОУ стоит предусмотреть общие консультации (например, об использовании эффективных технологий и методик оздоровления часто болеющих детей) и индивидуальные консультации (например, после проведения диагностики, по окончании курса массажа).

Крайне важным направлением во взаимодействии с родителями воспитанников, посещающих группы оздоровительной направленности, является информирование родителей о жизни детей в детском саду, о достижениях детей. Это могут быть совместные досуговые мероприятия, подвижные игры, спортивные праздники, интеллектуальные или настольные игры. Индивидуальные выставки детей – «Это я», «Это мои достижения», различные фотоотчеты об интересных делах, рассуждения детей на какую-либо тему, высказывания об интересных событиях: «Все обо мне»; «Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно узнать? Что мы узнали?» и т. д. Праздники и представления с воспитанниками в «главной роли» : «Вечер талантов»; «Театр теней»; «Представление Мойдодыр» и т. п. Совместные прогулки, тематические экскурсии,

Рассказывая родителям о том, чем занимаются дети в детском саду, обогащаются детско-родительские отношения. Пусть возможно всего несколько родителей, но возьмут некоторые идеи игр, игровых заданий себе «на вооружение».

В ДОУ следует создать систему информирования родителей об особенностях образовательного процесса: размещение краткой презентации ООП ДО, нормативно-правовых документов по введению ФГОС и др. на сайте ДОУ и на информационных стендах в группах. Можно организовать информационный канал с целью информирования родителей об интересных событиях в процессе образовательной деятельности с детьми.

Участие родителей в образовательной деятельности, должно быть направленно на формирование у родителей культуры здорового образа жизни. Проведение совместных тематических профилактических или оздоровительных занятий, например, о пользе правильного питания, разучивание комплекса дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики плоскостопия и т. д., способствует приобщению родителей к правильному режиму (для воспитанников групп оздоровительного направление, важно соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ). После разучивания сложных двигательных заданий с воспитанниками педагоги дают родителям рекомендации по выполнению и закреплению навыка разучиваемого движения дома (это способствует лучшему освоению детьми техники упражнения и повышают желание заниматься двигательной деятельностью).

На собрании в конце учебного года, на летний период, необходимо рекомендовать родителям воспитанников придерживаться распорядка дня ДОУ, набора продуктов, исходя из рациона детского сада, методик закаливания, проведения профилактических и оздоровительных комплексов упражнений и т. п., индивидуально для каждого ребенка.

6. Эффективность оздоровительной работы

Эффективность оздоровительной работы в ДОУ оценивается по следующим показателям:

- положительная и соответствующая возрасту динамика антропометрических показателей;

- устойчивая нормализация показателей, функционального состояния организма (гемоглобин, пульс; параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);

- изменение группы здоровья воспитанника на более высокую;

- снижение кратности острых заболеваний до трех и менее раз в течение года;

- уменьшение длительности течения острого заболевания;

- отсутствие осложнённого течения острых заболеваний;

- уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребёнком за год.

По окончании периода пребывания воспитанников в группе оздоровительной направленности (определенного в положении, проводится оценка эффективности оздоровления индивидуально для каждого воспитанника. Специалисты ДОУ совместно с врачом-педиатром и врачом по профилю принимают решение о переводе воспитанника в группу общей направленности ДОУ или продлении периода пребывания в группе оздоровительной направленности по согласованию с родителями.

Публикации по теме:

Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре.

Консультация для педагогов «Как организовать мини-лабораторию в ДОУ»Консультация для педагогов «Как организовать мини-лабораторию в ДОУ» Как организовать мини – лабораторию в ДОУ. – Консультация для педагогов. В наше время Государство и общество требуют, чтобы ребенок вырос.

Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду»Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду» Первые годы жизни маленького человечка очень важные. Детские воспоминания навсегда остаются в памяти, поэтому родителям хочется, чтобы они.

Консультация для родителей «Как правильно организовать совместный семейный отдых?» Уважаемые родители, сегодня хотим Вам рассказать, как организовать семейный отдых, чтобы каждый член семьи остался с позитивными эмоциями.

Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей» Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают.

Консультация для воспитателей «Ребенок с СДВГ. Как воспитателю организовать с ним работу в группе» Наверняка у многих воспитателей есть воспитанник, может даже не один, который никогда не сидит на месте, а вещи, как живые, выпрыгивают.

Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни»Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни» Групповой адвент-календарь Думаю, ни для кого не секрет, что порой ожидание становится иногда ярче самого праздника. У иных – наоборот,.

Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики»Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики» Каждый день воспитателю приходиться придумывать, что - нибудь интересненькое для своих воспитанников. В нашем детском саду, я подменный.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Видео-консультация для родителей «Как организовать занятия физкультурой в домашних условиях» Уважаемые родители! Мы сейчас все переживаем не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как организовать работу группы оздоровительной направленности»
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 14:17
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД