МААМ-картинки

Как помочь адаптироваться ребенку-аутисту в детском саду

Маркова Елена
Как помочь адаптироваться ребенку-аутисту в детском саду

Как помочь адаптироваться ребенку - аутисту в детском саду.

Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. В настоящее время до сих пор до конца не ясно почему возникает аутизм. Многие авторы склоняются к нарушению внутриутробного развития и истощающим болезням раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается и с другими психическими расстройствами.

Публикация «Как помочь адаптироваться ребенку-аутисту в детском саду» размещена в разделах

Проявляется синдром детского аутизма в следующем :

•пониженная способность к установлению эмоционального контакта, коммуникации, отсутствие установления глазного контакта.

•стереотипность в поведении, склонность к однообразными действиям–раскачивание, потряхивание руками, однообразные ежедневные привычки (одна и та же одежда, еда, игрушка) распевание однообразных звуков.

• особая характерная задержка и нарушение развитие речи, прежде всего ее коммуникативной функции

За время работы с такими детьми я выработали определенные требование в общении с ними:

• доброжелательность. Никакого насилия над ребенком не допускается.

• целеустремленность. Ежедневное кропотливое обучение поможет ребенку освоить новые умения.

• терпимость по отношению к ребенку.

• внимательность и оптимистичность. Необходимо замечать и поощрять каждое достижение.

•стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

•требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

• нельзя позволять ребенку управлять собой.

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с дефектологом и воспитателем. Поэтому роль воспитателя и дефектолога в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный. Такой ребенок требует дополнительного внимания, но при этом педагог на начальном этапе чаще всего должен принимать позицию стороннего наблюдателя. Необходимо дать ребенку время «осмотреться», т. е. понять смысл происходящего в группе. Такой ребенок замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, играет только определенными игрушками, часто приносит из дома определенный предмет, не обязательно игрушку, в обыденной жизни придерживается определенных и понятных ему вещей: например идет одним и тем же маршрутом, есть одинаковую еду, никогда не пробует незнакомые блюда, носит определенную одежду. Часто эти дети совершают стереотипные движения руками, при этом невозможно поймать его взгляд. Дети с синдромом аутизма склонны устраивать истерики при любом отклонении от привычной для них картины. И в этот момент важно доброжелательно, но настойчиво объяснять ребенку необходимость выполнения требований взрослого.

Воспитатель должен постоянно комментировать все действия («Мы собираемся рисовать и ты тоже будешь с нами играть, затем мы пойдем гулять, а после прогулки обедать»). На данном этапе очень важно помочь ребенку налаживать контакт с другими детьми, вовлекать его в игры. Но необходимо помнить, что дети с синдромом аутизма часто бывают агрессивны, поэтому надо доброжелательно пресекать попытки ребенка ударить детей, отобрать у них игрушки, объяснять правила поведения в коллективе (например, что игрушки у детей необходимо попросить).

Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным. Еще один очень важный момент заключается во взаимодействии педагогов с родителями, которым каждый день педагог рассказывает о прожитом ребенком дне в детском саду и дает рекомендации о закреплении полученных навыков.

Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать. Лучше это делать пассивно и незаметно, стараясь сесть на одно и тоже место и находиться в одной и той же одежде. Постепенно контакт можно делать более близким, стараться наладить и тактильный контакт. Но делать это надо крайне осторожно. Конечно есть дети, которым нравится когда их поглаживают, но большинство относиться к этому настороженно. В каждое следующее занятие можно включать все больше и больше нашей активности. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, но постепенно время активного контакта увеличится, да и само занятие со временем станет дольше. Как правило, первые несколько занятий приходится чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии.

Когда ребенок станет допускать наше присутствие поблизости, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает радостно, но не громко, не смотря ему в глаза. С некоторыми детьми какое-то время приходиться перемещаться молча, пока мы не увидим, что ребенок уже не переутомляется от нашего присутствия, не убегает при нашем приближении. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушился, начинайте сначала – садитесь на прежнее место и наблюдайте, пока ребенок снова не перестанет вас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

Таким образом воспитатель выявляет, что привлекает ребенка и попытается на начальном этапе играть с ним только в те игры, которые его привлекают. Надо помнить, что ребенок утомляется от нашего присутствия и давать ему время на отдых от общения с нами.

Если воспитатель заметил, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, - все это можно использовать для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Попробуйте присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Вы можете вместе с ребенком играть с песком, с водой, с мыльными пузырями. Очень хорошо, если педагог вместе с ребенком может покружится вокруг оси, попрыгать и немного побегать.

Внимательно отслеживайте реакцию. Если ребенку игра нравится, то можно ее использовать и для непосредственной образовательной деятельности. Если ребенок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также можно использовать для взаимодействия. Дети с синдромом аутизма видят смысл какой – либо деятельности только тогда, когда четко знают, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме, разобрать смешанные пазлы.

В любом случае процесс адаптации ребенка - аутиста к детскому саду - процесс долгий и кропотливый, требующий много терпения и настойчивости педагогов. Каждый ребенок уникальный, со своими особенностями развития, да и степень нарушений у всех различная. Наша задача подстроиться под каждого ребенка, найти «ключик» к каждому малышу. И в этой работе воспитатели должны работать только совместно с родителями, которые лучше всех знают своего ребенка и могут помочь нам наладить контакт с их детьми.

И еще один очень важный момент. Самое главное любить детей, вкладывать душу в свою работу. Тогда и дети будут нас любить и всегда пойдут на контакт.

Публикации по теме:

Как помочь тревожному ребенку Как помочь тревожному ребенку Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки.

«Зимующие птицы, как им помочь». Фотоотчет об экологическом мероприятии в детском саду«Зимующие птицы, как им помочь». Фотоотчет об экологическом мероприятии в детском саду Помощь птицам» «Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли, Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед». (З. Александрова) Стало уже.

Консультация «Как помочь стеснительному ребенку?» Им легко идти по жизни, потому что они всегда знают, как добиться того, чего хочешь, как найти общий язык с окружающими, как приобрести.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?» Консультация для родителей. Подготовила воспитатель ФКДОУ №143 Быкова Юлия Петровна Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду? Адаптация.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду? Вы ещё только встали, а малыш уже твёрдо заявил, что сегодня он в садик не пойдёт! Вы.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в новой группе» В нашей группе есть правила, обычаи и традиции, с которыми вы постепенно познакомитесь и будете с удовольствием соблюдать. Сейчас для нас.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстро, успешно адаптироваться к детскому саду» Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстро и успешно адаптироваться к детскому саду» Когда ваш малыш придет в детский сад, для него.

Творческая гостиная «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» Цель: сформулировать совместно с родителями способы помощи детям в адаптации к детскому саду. Задачи: 1) создать доброжелательную атмосферу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как помочь адаптироваться ребенку-аутисту в детском саду
Опубликовано: 8 июня 2018 в 13:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД