Как развить связную речь у детей

Наталья Коновалова
Как развить связную речь у детей

Для того, чтобы развить у детей 4 – 6 лет речевую активность, выразительность речи, активный словарь, способность к связному изложению своих впечатлений, не обязательны ежедневные изнурительные занятия. Все эти навыки лучше развивать в свободном общении в ребенком, в играх.

Для этого используйте все, что ребенок видит вокруг себя. Вводите в активный словарь детей не только названия предметов, но и их части, форму, цвет, оттенки цветов, качества, свойства.

Задавайте детям самые разнообразные вопросы о предметах и явлениях, побуждайте называть самые различные признаки предметов, все это, несомненно, способствует развитию связной речи.

Если просто нудно и монотонно задавать вопросы ребенку и требовать от него ответа, то вряд ли вы чего-либо добьетесь. С дошкольниками надо играть, играть в самые разнообразные игры. И не обязательно отводить для этого специальное время, все надо делать мимоходом.

Увидели высокое дерево, спросите: «Что еще бывает высоким, широким, узким, длинным?.» «А что выше, шире, уже, длиннее?.» Так ваши дети научатся сравнивать, обобщать, понимать значение слов.

Чтобы усвоить свойства предметов нужно использовать другие вопросы. Предложите ребенку поиграть в игру «Круглое – квадратное», «Черное – белое», «Мягкое – твердое», «Съедобное – несъедобное» и т. д.

Чтение сказок, стихов, других художественных произведений имеет огромное значение для развития речи, обогащения словаря. Оно учит пониманию переносного значения слов. Конечно, все это происходит постепенно, не за день, не за месяц, но при условии постоянных разговорчивых игр с дошкольником, к школе вы добьетесь хороших результатов.

Чтобы научить пересказывать текст хорошо использовать такой прием «Я начну, а ты закончи», потом можно пересказывать по наводящим вопросам. «Кого встретил колобок?», «Какую песенку пел?».

Затем переходите к пересказам небольших рассказов, интересных по содержанию детям. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Когда содержание мультфильмов, спектаклей, представлений в цирке эмоционально захватывает детей, то они с удовольствием передают их сюжеты. Воспользуйтесь этой возможностью, чем ярче и богаче впечатления у ребенка, тем больше у него желание выразить свои эмоции в словах.

Так, постепенно, подойдем к составлению рассказов по картине, сначала по вопросам взрослого, а потом и самостоятельно ребенок будет рассказывать о том, что на ней изображено. Старайтесь подмечать все, даже малейшие детали.

С удовольствием дети рассказывают о своих любимых игрушках, описывая их. «Какие они, из чего сделаны?» Предложите сравнить две игрушки: куклы, машины. Учите сначала рассматривать, а потом уж находить, чем отличаются и чем похожи предметы. Причем, находим сначала отличия, они доступнее пониманию детей.

Получается описание игрушек, значит можно переходить к сюжетному рассказыванию.

Постарайтесь подобрать несколько игрушек или картинок, чтобы выстроить простую сюжетную линию (например, мальчик - елочка - корзинка - грибок - белочка.). Спросите у ребенка, что могло случиться в лесу, кого мальчик встретил, что принес домой. Для образца можно придумать свой рассказ, он должен быть коротким 3-4 предложения.

Дошкольники, в этом возрасте, уже могут рассказать о событиях собственной жизни, причем делать это очень выразительно.

Так, шаг за шагом, постепенно вы разовьете речевую активность вашего ребенка.

Публикации по теме:

Неделя зимних игр и забав 2012. Отчет по проведению Отчет по проведению Зимних игр и забав Воспитатели группы «Умка» Кхан О. А., Муратова Е. М. Москва, 2012 День первый. «Зимняя сказка» Задачи:.

СканвордСканворд В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений стремятся к тому, чтобы успешно подготовить детей к школе. Однако задачи.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Как развить связную речь у детей
Опубликовано: 26 августа 2012 в 14:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мои пасхальные поделки
Прошло Светлое Христово Воскресение и вместе с ним приятные сердцу хлопоты: покраска яиц, ароматная выпечка, готовка вкусных блюд, украшение пасхального...
«Бабочка-красавица» Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы
Интеграция образовательных областей. «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,...
Творческая мастерская. Поделка «Лето Красное».
Уважаемые коллеги! Заканчивается учебный год, и сегодня я представляю вашему вниманию заключительный проект нашей «Творческой Мастерской». Поделка...
Декорирование мокрой ткани. Мастер-класс.
Декорирование мокрой ткани. Мастер-класс. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по декорированию мокрой ткани,...
«Ожившие камешки» (мастер класс)
Мы ещё маленькие дети, но очень большие волшебники! Море, солнце, лето ждут нас! А пока. Мы превращаемся в дизайнеров морских камешков. Самые обычные...