Как сделать физкультуру в детском саду интересной

наталия строкова
Как сделать физкультуру в детском саду интересной

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Педагоги детского сада реализуют следующие здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

Игротерапия

Точечный массаж, как средство профилактики и укрепления здоровья

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит

Фитотерапия и ароматерапия детей

Тайная сила рук (пальчиковая гимнастика)

Проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста.

Оздоровительно-игровой «час»

Упражнений на развитие мелкой моторики

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Физкультминутки

Минуты тишины

Минуты музыки

Контрастное воздушное закаливание

Хождение босиком

Полоскание горла

Экология питания

Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно! Немного фантазии и… можно что-то изготовить своими руками.

В групповых комнатах имеются спортивные уголки, оснащенные не только традиционным спортивным инвентарем. Можно обновить ярким нетрадиционным оборудованием и пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребенка для того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого рекомендуем изготовить: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»; поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и мн. др.

Такие снаряды научат детей сохранять равновесие, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость, глазомер, меткость; способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, а так же используются для профилактики и коррекции плоскостопия.

В последние годы широкое применение в работе с детьми получили нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: фитотерапия, аромотерапия,арт-терапия,игровая терапия и другие. В педагогической практике используют арт-тераию в качестве фактора социализации детей оптимизирующие педагогические условия формирования личности. Всего 1-1,5 часа занятий арт –терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе обеспечивает положительные результаты как в области учебно-воспитательной деятельности, так и в целом психическом развитии ребенка.

Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Игротерапия (технология работы с игрушками) –где место ведущего занимает педагог, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале педагога также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка. Использование «игрушек» в работе дает возможность рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество.

С помощью игротерапии проводятся занятия на расслабление («Снеговик тает», речь и выход негативных эмоций («Ругаться овощами»).

Таким образом, игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» для всех детей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими.

Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

Актуальным совершенствованием старых и поиском новых форм являются сюжетные занятия по физической культуре. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т. п.).

Очень интересны игры – имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это выражается в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость. Тематика разнообразна, например, после лета часто предлагают тему моря. Фантазия ребят безгранична – ракушка, камень, дельфин, волна… Ребёнок показывает характерное движение для того или иного образа, а остальные отгадывают. Хочу подчеркнуть, что дети занимаются босиком, после болезни – в носках и это тоже один из нетрадиционных методов. Во время занятия ребята всё время в движении. Движение – это здоровье и полноценная жизнь.

Одной из оздоровительной формы работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждадающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты. Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Приемы точечного массажа надо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.

Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся детьми чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой.

Фитотерапия -метод оздоровления с использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков и фруктов и овощей. В ДОУ из лекарственных растений готовят фиточай (фитококтейль). Часто болеющих детей целесообразно "погружать" в систему комплексной фитореабилитации. Система предполагает поэтапное использование лекарственных растений различными способами (внутрь, местно, ингаляционно, в виде ванн) до достижения необходимого лечебного эффекта.

Использование фитотерапевтических методов оздоровления и реабилитации детей в дошкольных учреждениях должно осуществляться строго по показаниям, под медицинским контролем, с учетом противопоказаний и возможных побочных эффектов.

Используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъёма, снижения заболеваемости, подарить детям радость в движении. Не нужно навязывать своё мнение, свою форму ведения занятия. Здесь как палочка – выручалочка помогают нетрадиционные методы и приёмы.

Список литературы.

1. Физкультура – это радость. Библиотека программы “Детство” / Под редакцией Л. Н. Сивачёва – Детство – Пресс, Санкт – Петербург 2003 г.

2. Козырева О. В. Лечебная физкультура М. - Просвещение. 2003 г.

3. Научно – практический сборник инновационного опыта. Программа “Здоровый ребёнок” в рамках реализации программы “Здоровьесберегающие технологии”. Чупаха И. В. Ставрополь “Народное образование” 2003 г.

4. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Козина О. Б. “Весёлая физкультура для детей и их родителей”. Ярославль -Академия развития. 2005

5. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. Москва – Гном Д 2003 г.

6. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и семьи» Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения,.

Развитие здоровья — приоритет развивающего образования. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Как сделать физкультуру в детском саду интересной
Опубликовано: 13 января 2014 в 21:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
«Май» — праздничная газета второй младшей группы — фотоотчёт
Приближались майские праздники . По содержанию очень разные, но оба необходимые для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей. Мы достаточно...
Молодежно-патриотическое мероприятие «День памяти и скорби»
22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война, ежегодно 22 июня в моем родном поселке проводится молодежно - патриотическое мероприятие «День...