Лучший педагог года

Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию

галина ростиславская
Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию

Как сформировать интерес к чтению? Если спросить у учителей чтения коррекционной школы, какую проблему они в своей работе считают трудной, то большинство ответит: привить интерес к чтению и сохранить желание читать книги. Читать книгу для детей с ОВЗ - это большой серьезный труд. Легче посмотреть худ. фильм, мультфильм, а чтение остается невостребованным. При таком отношении к чтению восприятие мира становится поверхностным, бездумным и, как следствие, бездуховным, потому что духовность требует работы души, внимания к людям, окружающему миру, созерцательности. Развить это в себе можно при чтении книг, а читать книги надо научиться. Как привлечь внимание умственно отсталого ребенка к книге в наше время?- Необходимо обратить внимание на то, что одним детям легче и интересней воспринимать устный пересказ, а другие предпочитают увидеть текст, прочесть,чтобы глубже усвоить его смысл.

Публикация «Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ, Классный час по нравственному воспитанию» размещена в разделах

На этом и следует строить свою работу, чтобы включить всех ребят в классе к знакомству с произведениями писателя. Начинаю с самого главного-формирования умения вести диалог, дискутировать в процессе познания, задавать вопросы. Этому могут способствовать не только уроки чтения, но и тематические классные часы.

Тема. Спасибо Пушкину за это.

Цели - обучающие: воспитывать положительные эмоции, желание любить произведения А. С. Пушкина, воспитывать культуру речи.

- коррекционные : корригировать речь, развивать навыки выразительного чтения,формировать умение вести диалог, задавать вопросы, развивать память, мышление.

Ход мероприятия.

Акцентирую внимание детей на прослушивание грамзаписи стихотворения А. С. Пушкина "Гонимы вешними лучами".

-О каком времени года это стихотворение? Кто его написал? Как оно называется?

В совместной беседе мы должны определить для себя, что для нас значит творчество А. С. Пушкина, почему Пушкина называют "живой душой" нашего народа.

Для разговора о Пушкине мы готовились долго: знакомились с его сказками, знакомили с ними малышей,читали другие его произведения, рисовали к ним иллюстрации, учили стихотворения современных авторов о Пушкине, читали воспоминания о нем его современников теперь попробуем подвести итог: что значит Пушкин для нас.

Даю возможность желающим ребятам рассказать, основываясь на том, что он читал, рисовал, слушал, ответить на вопрос: что побудило желание нарисовать, прочитать, узнать прошлое своего народа. (Ребята составляют небольшие рассказы, основываясь на личном опыте)

-Многие из вас уже успели узнать и полюбить Пушкина. Действительно,казалось бы, иначе и не может быть. Ведь сказки Пушкина мы слушали с детства, а стихи учили с начальных классов. Давайте попробуем проверить насколько мы знакомы с А. С. Пушкиным.

Предлагаю викторину.

1. Когда родился А. С. Пушкин? (6 июня 1799г)

2. В каком городе родился А. С. Пушкин? (в Москве)

3. Как звали родителей А. С. Пушкина? (отец Сергей Львович, мать Надежда Осиповна)

4. Были ли у Пушкина братья и сестры? (Ольга, Лев) -добавляю, что был еще брат Николай, который умер в детстве.

5. В какой школе учился А. Пушкин? (Царскосельский лицей)

7. Как звали жену А. С. Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова)

8. Назовите имена детей А. С. Пушкина и Натальи Гончаровой. (Мария, Наталья, Александр, Григорий)

9. К кому А. С. Пушкин обращался со словами "подруга дней моих суровых" (К няне, Арине Родионовне)

10. Как звали бабушку поэта? (Мария Алексеевна)

Ребята выбирают лучшего знатока биографии поэта (1-2,поясняя, почему они отдали голос тому или другому однокласснику.

Провожу конкурс на лучшего пушкиниста по этапам.

Словесность.

Читая произведения А. С. Пушкина, мы часто встречаемся со словами, которые в современном русском языке не употребляются или встречаются крайне редко. Поэтому возникают трудности в понимании смысла выражения, употребляемого поэтом. Кто из вас помнит, что обозначают слова и кто сможет объяснить смысл следующих выражений:

-Назвать сказку, объяснить смысл высказывания "Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь" (Белена-ядовитое растение. Белены объелась - потеряла рассудок. Сказка о рыбаке и рыбке.). На слайде показываю правильность ответа. - "Вот неделя, другая проходит. Еще пуще старуха вздурилась. Опять к рыбке старуха посылает: воротись, поклонися рыбке - Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей. Испугался старик, взмолился: "Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь".

- Назвать сказку. Объяснить,что это была за "рогатка", которой грозила царица служанке?

"И царица налетела на Чернавку

Как ты смела

Обмануть меня и в чем?

Та призналася с трудом

"Так и так". Царица злая

Ей рогаткой угрожая

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить. " (показать слайд с изображением рогатки. Это длинный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, каторжникам, т. е. в переносном смысле царица угрожала Чернавке каторгой). (Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях)

-Из какого произведения строчки? Дайте пояснение слов во фразе "парчовая на маковке кичка"

(Сказка о рыбаке и рыбке. Кичка-головной убор) (Во время просмотра слайда объясняю, что парча - это дорогой ценный по тем временам блестящий материал. Носили такой головной убор только богатые) Рассматривая слайд, ребята убеждаются в правильности ответа:

"Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха,

В дорогой собольей телогрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею" - если возникают вопросы, то по ходу обсуждения даю сама или прошу ребят ответить на появившиеся вопросы.

Ребята выбирают лучшего словесника,того, кто более точно,правильно справился с заданием.

Грамматика.

Прочитать строки, написанные на доске, расставить знаки препинания. Объяснить правильность их расстановки. (Назвать сказки).

Ребята работают у доски. Объясняя правила правописания и называя сказку.

Лучшим считается тот, кто безошибочно расставил все знаки препинания и объяснил, почему в том или ином случае он поставил запятые.

"Узнай героя произведения". О ком говорится в следующем отрывке. Назвать произведение.

На слайдах предлагаются отрывки из произведений. Ребята зачитывают вслух отрывки и называют героя и само произведение.

Слайд 1."Ей было 17 лет и красота ее было в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Редко наша красавица являлась среди гостей. Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей, была отдана в ее распоряжение. Перечитав разное, она остановилась на романах. Поначалу она не обратила никакого внимания на молодого француза - учителя. (Маша. "Дубровский")

Слайд 2."При сих словах вышла из перегородки девочка, лет 14-ти и побежала в сени. Красота ее меня поразила. "Это твоя дочка?-спросил я смотрителя. "Дочка-с,-отвечал он с видом довольного самолюбия,-да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать".

Вскоре она воротилась с самоваром, маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня. Она потупила большие голубые глаза, отвечала мне безо всякой робости. " (Дуняша. "Станционный смотритель").

Слайд 3. Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава, отрада.

Победой прославлено имя твое.

Твой щит на вратах Цареграда.

И волны, и суша покорны тебе.

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый шквал-

В часы роковой непогоды -

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.

Щадят победителя годы.

Под грозной броней ты не ведаешь ран.

Незримый хранитель могущему дан. (князь Олег. "Песнь о вещем Олеге)

В данном задании следует обратить внимание на выразительность чтения, беглость чтения, правильность чтения. И выбрать того, кто лучше всех прочитал свой отрывок, правильно назвав произведение из которого он выбран.

На этапе "Поэзия" предложить ребятам прочесть те стихотворения современных поэтов, которые посвящены А. С. Пушкину, и которые они предварительно выбрали для заучивания.

Дети читали стихотворения

А. Твардовский.

Земля рождавшая когда-то

Богатырей в глухом селе.

Земля,которая богата

Всем, что бывает на земле.

Земля,хранившая веками

Заветы вольности лихой.

Земля, что столькими сынами

Горда передо всей землей.

Земля,где дружба всех наречий,

Так нерушима и тепла,

Где правда жизни человечьей

Впервые на землю пришла.

Земля, где песни так живучи,

Где их слагает и поет,

Сам неподкупный и могучий,

Сам первый песенник - народ.

Земля такая не могла ведь,

Восстав из долгой тьмы времен,

Родить и нынче долго славить

Поэта меньшего,чем Он.

В. Дуликов. Строчка.

Роняет лес багряный свой убор

Знакомые и фраза, и картина.

И набегает легкая кручина.

И светлая слеза туманит взор

Багряный свой убор роняет лес.

Казалось, изменил всего лишь строчку.

И гулкие слова теряют вес.

Россия. Пушкин. Рано ставить точку.

В. Ибнер. Пушкин жив.

От бомбы дрогнули в огне

Стропила мирной комнатушки.

А человек стоял в огне.

А человек взывал : Ко мне!

Тут книги у меня, тут Пушкин.

Ему кричали: Выходи!

Но книг оставить не хотел он.

И крепко прижимал к груди

Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошел обвал

И рухнул человек при этом,

То и тогда он прижимал

К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил

Лежал,как мертвый на подушке,

И первое, что он спросил,

Придя в сознание: -Где Пушкин?

И голос друга поспешил

Ему ответить:- Пушкин жив!

На этапе "Ролевое чтение"(прием способствующий совершенствованию навыков выразительного чтения. авт. Светлана Семенова док. педнаук,профессор) дается задание прочесть отрывок по партитуре. Партитура составляется заранее и предварительно можно потренировать ребят пользоваться ею.

чтец 1.

Текст

Это имя знакомое с детства

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново жить и беречь. (Манера чтения. Просветленно, трогательно)

чтец 2.

Текст

Это имя подростка смешного,

Что свечу до полуночи жег.

И строчил, и вычеркивал слово-

Свой сигнальный веселый рожок (Манера чтения. С восхищением и глубокой грустью)

чтец 3.

Текст.

Это имя как лозунг и знамя

И опять веселясь и грустя

Рядом с нами,за нас и за нами-

Он наш сверстник и наше дитя. (Манера чтения. Возвышенно, торжественно)

На данном этапе можно взять другие отрывки с указанием манеры чтения. Можно взять строчки из произведения (например, каждому предложить прочесть всего одну строчку по партитуре одного катрена.)

Лучший чтец выбирается всеми учащимися и обговариваются все положительные моменты чтения четверостишия.

Подведение итога.

О каком поэте мы сегодня говорили? Вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить? (Почему Пушкина называют "живой душой" народа и что значит для каждого из нас Пушкин)

Ответы на вопросы должны должны быть построены по типу рассказа-рассуждения, состоять из двух частей. Первая часть Для меня Пушкин -это., (потому что., так как., ведь.) Вторая часть-объяснение.

Совместно приходим к выводу, что А. С. Пушкин, его произведения очень понравились, легко читаются, интересны, по ним можно узнать, как жили раньше наши предки, запоминающиеся, красивый язык.

"Живая душа" народа - эта наш язык, наша культура,наша самобытность. которую вы должны знать,хранить, поддерживать. В этом вам помогут произведения А. С. Пушкина.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Интерес к чтению: как его пробудить» ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ Обучение чтению – прекрасная возможность общения с пользой. Все родители знают об этом, но немногие.

Исследовательская работа по экологическому воспитанию учащихся четвертого класса «Нужное из ненужного» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан». Исследовательская работа по теме:.

Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы 2015 год официально объявлен годом литературы в России. Государство старается привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать.

НОД по нравственному воспитанию «Урок добра»НОД по нравственному воспитанию «Урок добра» Уроки добра» НОД по нравственному воспитанию в логопедической группе ФФН (6-7л). Цель: Стимулировать желание детей оказывать помощь сверстникам.

План по нравственному воспитанию План мероприятий по нравственному воспитанию Сентябрь 1 неделя 1. «Урок вежливости в школе игрушек» Цель: формировать доброжелательность,.

План совместной деятельности педагога с детьми по нравственному воспитанию Тема, цель занятия Материал Виды и формы совместной деятельности педагога с детьми сентябрь Тема: Достопримечательности моего города.

Приложение к плану по нравственному воспитанию Декабрь Подготовительный этап: 1 неделя 1. Разработать перспективный план по теме проекта. 2. Подготовить методическую и художественную.

Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством приобщения к чтению художественной литературы Тема: "В каждой книжке свой секрет, И не нужных книжек нет!" Срок реализации: один месяц, краткосрочный. Участники проекта: воспитанники,.

Статья. Поиск путей взаимодействия и сотрудничества с учащимися специальных (коррекционных) школ. Статья. Поиск путей взаимодействия и сотрудничества с учащимися специальных (коррекционных) школ. Как правильно и грамотно выстраивать.

Классный час по духовно-нравственному воспитанию с применением арттехнологий и сказкотерапии «Милосердие и сострадание» Тема: «Милосердие и сострадание» Цель: раскрыть понятия сострадания и милосердия, показать разницу между созерцательной добротой и активным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию
Опубликовано: 31 октября 2015 в 22:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД