Как составить физиологическую кривую физкультурного занятия и что этот график может рассказать педагогу.

Елена Киселёва
Как составить физиологическую кривую физкультурного занятия и что этот график может рассказать педагогу.

Часто дошкольным работникам наиболее сложным представляется ведение медико-педагогического контроля на физкультурных занятиях - составления физиологической кривой. Мы рекомендуем использовать рекомендации Фролова В. Г. и Юрко Г. П.

В исследуемый период лучше включать эту работу в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ. Медико-педагогические наблюдения могут проводиться врачом, медицинской сестрой и, даже воспитателем группы, лучше совместно с заведующей или старшим воспитателем.

Главное внимание в этой работе следует уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей в свободных и организованных ее формах. Наш опыт показал, что оценку двигательного режима лучше проводить на основании комплекса показателей:

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд. /мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Рассмотрим методику составления физиологической кривой физкультурного занятия.

Подсчет пульса у дошкольников мы проводили следующим способом:

- в покое – после дневного сна ребёнка (пока он еще не встал с постели) положив пальцы на область сонной артерии, считали количество пульсаций за 10 секунд, полученные цифры умножали на 6 и получали данные ЧСС за 1 мин.

- во время активного движения ребёнка достаточно положить ладонь со стороны груди, на область сердца. И так же сосчитать количество пульсаций за 10 секунд, полученные цифры умножали на 6 и получали данные ЧСС за 1 мин.

Важно до занятия определить моменты, для замера ЧСС. Если стоит задача определения уровня физической нагрузки на ребёнка, то выбираются моменты возможной наивысшей нагрузки. Если это классическое физкультурное занятие, то, скорее всего, это может быть:

- пульс в покое,

- вход в спортивный зал,

- окончание бега в 1 части,

- окончание прыжков после общеразвивающих упражнений – 2 часть,

- окончание выполнения основных движений -2 часть,

- последнее проигрывание в подвижной игре – 2 часть,

- выход из зала.

Следует уже заранее иметь информацию о пульсе этого ребёнка в состоянии покоя.

Так же до занятия необходимо договориться с исследуемым ребёнком о том, что по вашему условному знаку (произнесение имени) он будет подбегать к тому, кто измеряет пульс. Иначе пропадает точность картины состояния ребёнка – нам нужна наивысшая нагрузка, которую он получает за данный период.

Затем нами составлялось графическое изображение частоты пульса по этим измерениям - физиологическая кривая, которая отражала динамику величины нагрузки.

Строили график, в котором по вертикали учитывали изменения частоты сердечных сокращений. А по горизонтали – время двигательной деятельности исследуемого ребёнка.

Такие замеры мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. с ними легче заранее договориться о взаимодействии во время занятия с педагогом или медицинской сестрой.

Что мы можем узнать, имея физиологическую кривую дошкольника за период занятия (любого отрезка двигательной деятельности: физкультурного развлечения, праздника, соревнований и т. д. ?

1. Здоров ли ребёнок в момент проведения наблюдений.

Если пульс при максимальной нагрузке превысил показатели исходного пульса в два раза а, по окончанию занятия вернулся к показателям пульса (вход в зал) - ребёнок здоров.

- Если пульс при максимальной нагрузке незначительно превысил показатели исходного пульса (на 10-20 ед.) а, по окончанию занятия не вернулся к показателям пульса (вход в зал) – ребёнок, скорее всего, нездоров, следует показать его врачу.

2. Достаточной ли была физическая и психическая нагрузка, в исследуемый период, для организма этого ребёнка.

- Если пульс при максимальной нагрузке превысил показатели исходного пульса в два раза а, по окончанию занятия, пульс вернулся к показателям пульса (вход в зал)физическая нагрузка в норме, на следующих занятиях её снижать не надо.

- Если пульс при максимальной нагрузке превысил показатели исходного пульса в два раза а, по окончанию занятия, пульс не вернулся к показателям исходного и выше на 20-40 единиц; следует дать ребёнку возможность посидеть спокойно 3 минуты и ещё раз измерить пульс. Если в этом случае пульс вернулся к исходным показателям (вход в зал) – физ. нагрузка была оптимальной, но на следующих занятиях её нельзя превышать.

- Если пульс при максимальной нагрузке превысил показатели исходного пульса в два раза а, по окончанию занятия, пульс не вернулся к показателям (вход в зал) и выше на 20-40 единиц; следует дать ребёнку возможность посидеть спокойно 3 минуты и ещё раз измерить пульс. Если и в этом случае пульс не вернулся к показателям (вход в зал, значит, нагрузка была слишком большой для этого ребёнка в данный период.

Необходимо срочно дополнительно проверить состояние ребёнока (температура, давлние., проанализировать его контакты – не начался, ли период заболевании ОРВ. ОРЗ.

3. Уровень методической грамотности организации физкультурного занятия педагога.

- Если пики физической нагрузки в течение всего занятия возрастают, достигая максимума в последнем проигрывании подвижной игры (2 часть, а к выходу из спортивного зала приближаются к исходному (вход в зал). - занятие проведено методически грамотно с позиции организации двигательной деятельности детей.

- Если пики физической нагрузки в течение всего занятия не возрастают, держаться на разнице в 10-20 единиц - занятие не имеет оздоровительного эффекта.

- Если в конце первой части занятия нагрузка превысила показатели исходного пульса в два раза, а затем держалась на разнице в 10-20 единиц - занятие проведено методически не верно с позиции организации двигательной деятельности детей.

Публикации по теме:

Организация физкультурных занятий детей третьего года жизни с использованием фольклора Организация физкультурных занятий детей третьего года жизни с использованием фольклора. Цель работы: подобрать оптимальную методику организации.

Жители морей и океанов Жители морей и океанов. Эту видеопрезентацию можно использовать на занятиях по знакомству с окружающей средой. А так же, использовать как.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Как составить физиологическую кривую физкультурного занятия и что этот график может рассказать педагогу.
Опубликовано: 14 декабря 2012 в 08:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе. Тема: «Звуки и буквы А, У, О» Цели: Знакомство с буквами А, У, О....
Мастер-класс «Декоративный торт»
Хочу немного рассказать о нашем детском саде. Когда приходите в наш детский сад, то вы сразу поймете, что оказались в стране детства. Здесь воспитатели и все...
Квест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней прогулке. Это...
«Моя семья». Конспект НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей...
Тема НОД: «Моя семья». Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через любовь к семье. Задачи: - обобщать представления...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» (вторая младшая группа)
Цели: формировать умения принимать и обозначать игровую роль, -реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку,...