Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Светлана Устинова
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира». (Сталь Анатольевич Шмаков, выдающийся ученый и педагог, профессор, академик Академии образования Российской Федерации)

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.

В современном детском саду игра используется как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программных требованиями. Обычно игра проводится так же, как занятия, - определяет тему, отводит каждому участнику роль, регламентирует действия, оценивает их правильность. В результате игра приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.

Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязывания взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладеть более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета, увеличивающим свободу творческой самореализации его собственных замыслов.

Игра должна организовываться, во-первых, как совместная игра педагога с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. (естественно эмоциональное поведение педагога, принимающего любые детские замыслы). Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Публикации по теме:

Социализация личности дошкольника в процессе развития сюжетно-ролевой игры Все мы, когда-то были детьми, наверняка, самые светлые воспоминания и впечатления у нас связаны с играми. Дошкольный возраст считается классическим.

Как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу в образовательной деятельности по ФЭМПКак поддержать у детей интерес к изучаемому материалу в образовательной деятельности по ФЭМП Как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу в образовательной деятельности по ФЭМП Из опыта работы воспитателя Козиковой Е. В.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2014 в 08:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«К нам пришла Весна-красна». Сценарий развлечения в первой младшей группе
Сценарий развлечения в 1ой младшей группе "К нам Весна-Красна пришла" Звучит песня "Весна_Красна идёт" и дети входят в зал. ВЕСНА: Здравствуйте, дети,...
Оформление уголков и микроцентров в группе
Детский сад- это второй дом как для педагогов так и для наших маленьких воспитанников. Для создания уютной домашней атмосферы в группе, нам педагогам...
Фотоотчет о проведении праздника «1 апреля — День смеха»
Примерим улыбочки! Принято считать, что 1 апреля является своеобразной аномальной зоной в календарном исчислении, когда можно и пошутить, похулиганить, и...
Фотоотчет о выставке «Планета в твоих руках!»
Помните, взрослые, помните, дети! Помните - что красота на планете Будет зависеть только от нас. Не забывайте об этом сейчас, Планету живую сберечь для...
Мое первое участие в литературном конкурсе!
30 апреля 2017 года завершается литературный конкурс «Художественное слово», организованный на портале Пиши. про. Отбор творческих работ проходил с 20...