Как в увлекательной форме привлечь внимание родителей и детей к чистоговоркам?

Елена Козырева
Как в увлекательной форме привлечь внимание родителей и детей к чистоговоркам?

Весёлые чистоговорки

Еще в начале прошлого века филолог Н. В. Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. ". Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка". Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений матери, когда она укачивает грудного ребенка и напевает ему колыбельные. Поскольку рифмованная речь основана на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Самый близкий к этому явлению ритм - биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь - врожденное качество. Такие же явления можно наблюдать и в восприятии музыки.

Так или иначе, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т. е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет успешно работать в заданном направлении.

Таким образом, возникла необходимость разработки приемов работы с чистоговоркой. В начале разработки приемов необходимо было выделить "основу" чистоговорки. Для этого брался последний слог в слове и повторялся в вначале чистоговорки столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась "основа" чистоговорки.

Чистоговорка – ритмический речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки – чистоговорки с применением игрушек, картинок. Чистоговорки улучшают дикцию ребенка, развивают правильное восприятие речи. Выразительность речи, дикции, для лучшей автоматизации звука рифмованная фраза вызывает интерес у детей к занятиям, дает возможность быстрее усвоить материал, активизировать воображение. Рифмовки – чистоговорки можно придумывать прямо «на ходу». Они помогают почувствовать ритм стиха.

Ва – ва – ва – высокая трава,

Вы – вы – вы – выше головы,

Во – во – вокруг все расцвело,

Ву – ву – ву – васильков нарву…

Чистоговорки надо произносить медленно, чётко и громко, а сложные и длинные слова - по слогам.

В наш скоростной век окружающие ребёнка взрослые говорят быстро, нервно. Это приводит к нарушению фонематического слуха у детей. Многие родители всё меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей. Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растёт. Качество и количество словарного запаса во многом определяет уровень развития речи в целом. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психологическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «Весёлые чистоговорки».

Цель проекта: развивать все стороны речи ребёнка - фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, словарь, грамматику и связную речь.

Задачи:1. Создать условия для работы с чистоговорками

2. Привлечь родителей к тесному сотрудничеству

3. Способствовать творческому взаимодействию детей и родителей

В результате работы над проектом было организовано:

* родительское собрание, с тем, чтобы объяснить им смысл проекта.

* выставка литературы по чистоговоркам и приёмам работы с ними.

* папка-передвижка в родительский уголок «Всё о чистоговорках», где в доступной форме говорится о том, что существует много способов, для выработки чёткого произношения звуков, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Мамы могут сами придумывать забавные и шутливые фразы даже во время домашних дел:

Ша-ша-ша-мама моет малыша

Ми-ми-ми-меня за руку возьми

Уп-уп-уп- я готовлю суп

Ды –ды-ды- ты попей воды

*игры с детьми, где использовались различные приёмы работы с чистоговорками. Учитывая, что в данные возрастные периоды для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядо-образное мышление, многие приемы строились с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы. Этапы работы в приемах идут от действий с предметами (картинки, фишки, схемы-символы) с подключением слов (проговариванием) и осознанного отношения к этим словам. Разработанные приемы систематизированы с учетом речевых задач данного возраста, этапа работы по автоматизации звука и формы организации детей.

Предлагаемые приемы работы с чистоговорками можно ежедневно включать в индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу, проводимую воспитателем. Использование данных приемов предоставляет ребенку возможность создать "свое", придумать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей.

1. “Скажи с различной интонацией” (вопросительная, восклицательная, повествовательная)

2. “Скажи как …” (произнести чистоговорку голосом, разным по тембру)

3. “Скажи тихо - громко” (развивать силу голоса)

4. “Медленно - быстро” (работа над темпом речи)

5. “Подбери слово с таким же ритмическим рисунком” (делить слово на слоги Фонематический слух

1. “Выбери чистоговорку”

2. “Закончи чистоговорку”

Грамматический строй

1. “Скажи где?”

2. “Один - много”

3. “Скажи какой?”

Словарь

1. “Скажи какой?”

2. “Подбери слово - действию”

3. “Скажи наоборот”

Словообразование

1. “Скажи ласково”

Связная речь

1. “Подбери слово - признак”

3. “Подбери слово - действие”

4. “Прошагай, прохлопай”

*Работа родителей с детьми. Создание альбома «Странички-чистоговорки», где каждый создал свою страничку с чистоговорками

*Работа родителей с детьми «Придумай сам чистоговорку и нарисуй к ней рисунок»

*Открытое занятие для воспитателей и родителей на материале «Весёлые чистоговорки»

*Выступление на педагогическом совете

Анализ собственных результатов проекта:

*диагностика обследования звукопроизношения детей

*выставка альбомов

*беседы с детьми и родителями

*оценка педагогов

В ходе проекта у детей развиваются все стороны речи, активизируется воображение; происходит творческое взаимодействие родителей, детей и воспитателей.

Чистоговорки используются в повседневной работе и даже в других проектах. Так в работе над детским проектом «Какая ты, игрушка?» дети самостоятельно придумали чистоговорки про вредные свойства игрушек:

Ка-ка-ка-вредная игрушка

Ах-ах-ах-неприятный запах

Лы-лы-лы- острые углы

Ка-ка-ка-очень яркая окраска

Ли-ли-ли-мелкие детали

Та-та-та - нет сертификата

Не-не-не-купи игрушку в магазине

Ай-ай-ай - не бери «Китай»

Их-их-их-лучше нет «Российских»

В дальнейшем планируется создание книги «Мои весёлые чистоговорки», которая будет пополняться новыми чистоговорками, которые дети сами придумывают и делают к ним иллюстрации.

Прикреплённые файлы:

chistogovorki-prizentacija_io79v.ppt | 6281,5 Кб | Скачан: 284
 
Публикации по теме:

Литературный конкурс. Авторские чистоговорки по ОБЖ ЧИСТОГОВОРКИ - чисто говорю Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка -это зарифмованная фраза:.

Наблюдение на прогулке — это познание окружающего мира.Наблюдение на прогулке — это познание окружающего мира. Ежедневно выходя на прогулку,мы попадаем вроде бы в одну и ту же ситуацию. своя площадка. своя песочница и т. д. Но в то же время ситуация.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как в увлекательной форме привлечь внимание родителей и детей к чистоговоркам?
Опубликовано: 2 марта 2013 в 18:37
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...