Как знакомить дошкольников с комнатными растениями

Валентина Махина
Как знакомить дошкольников с комнатными растениями

Как знакомить дошкольников с комнатными растениями

Содержание комнатных растений

Содержание комнатных растений включает в себя их поливку, опрыскивание, мытьё, рыхление почвы, перевалку и пересадку, подкормку, обрезку, размножение, борьбу с вредителями.

Требования к отбору растений в уголок природы.

Растение должно быть типичным для той или иной систематической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

Уход за растениями по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени д. б. доступен детям д/в (при участии и руководстве со стороны педагога). Поэтому отбирают растения неприхотливые по уходу.

Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.

Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведёт к пониманию разнообразия и неповторимости растений.

Растения должны быть безопасные и не ядовитые.

Необходимо учитывать возможность нормального роста и развития растений в условиях помещения д/у с его постоянной температурой, большой концентрацией углекислого газа, сухостью, наличием шума.

Размещая растения в уголке природы, следует, в первую очередь позаботится о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света. Другие (узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. Следует размещать растения таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Младшая группа.

В младшей группе при подборе растений в уголок природы прежде всего надо учитывать особенности восприятия детьми предметов (яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи (научить узнавать и называть 2-3 растения, их основные части: лист, стебель, цветок).

Дети привлекаются к уходу за растениями:

- поливают водой, приготовленной взрослым, он же и определяет дозировку;

- обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.

Педагог учит детей наблюдать:

- принять вопрос-задачу;

- сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете;

- использовать несложные обследовательские действия;

- отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы мл. групп помещают растения, имеющие чётко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие:

- обыкновенная или зональная герань,

- фуксия,

- вечноцветущая бегония,

- бальзамин («огонёк»,

- азалия,

- китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья:

- аукуба («золотое» или «колбасное» дерево,

- колеусы.

Аукуба и китайский розан (небольших размеров, кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года намечают 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в 2-х экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить и узнавать одинаковые растения.

Средняя группа.

В средней группе формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщить предметы по сенсорным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Количество растений возрастает.

В процессе ухода (вместе с педагогом) за растениями дети овладевают несложными умениями:

- поддерживать растение в чистоте;

- правильно поливать его;

Наблюдая за растениями, дети учатся подмечать яркие проявления в росте, развитии растений. Свои наблюдения учатся отражать в связной речи.

Программные задачи в средней группе расширяются, поэтому уголок природы пополняется новыми растениями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, т. к. дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте:

- обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями;

- обтирают влажной кисточкой или щеточкой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья.

При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, крепости.

В средней группе появляются новые растения в уголке природы:

- алоэ или агава (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям);

- бегония-рекс;

- аспарагус;

- душистая герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др.

В уголке природы может быть до 6-8 видов растений.

Старшая группа.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании, разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения; не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности, стеблевыми черенками. Всё это требует пополнения уголка природы новыми растениями:

- с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся или видоизменёнными прямостоячими стеблями);

- луковичные, клубне-луковичные.

Это могут быть 2-3 вида традесканции, комнатный виноград, плющ, вьющийся фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и другие.

Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и поливках.

Подготовительная группа.

Основная задача ознакомления детей с природой в подготовительной группе – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включают знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность.

В соответствии с этим при подборе растений обращают особое внимание на разнообразие не только их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Дети должны освоить зависимость поливки (по количеству воды и частоте) от среды обитания растений в природе: в тропических болотах и тенистых джунглях, сухих степях и пустынях, а также от времени года. Для освоения этой связи в уголок природы следует поместить растения, растения разко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

- папирус, который в течение 10 месяцев растёт в очень влажной почве (вазон помещают в воду);

- кактусы (1-2 вида, требующие очень не большой и редкой поливки;

- примулы, традесканции – с большой потребностью во влаге;

- узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно и др.

В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, а также растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, - герань, фуксия и др.

О связи роста и развития растений, находящихся в уголке природы, с условиями их роста в естественных условиях свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амариллисовых,

- амариллис,

- кливия,

- кринум,

- драцена,

- гемантус и др.

Первый период зимы для этих растений – период покоя, когда поливка их почти прекращается.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно:

- побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.);

- листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера и др.);

- размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус и др.);

- «живородящие» растения, которые имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Литература: «Как знакомить дошкольников с природой» под. Ред. П. Г. Саморуковой

Публикации по теме:

Картотека: Труд в природе. Старшая группа. Карточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры;.

Работа по уходу за комнатными растениями за год Сентябрь:Наблюдение – замедление роста растений, уход за поврежденными растениями. Труд – подготовка к зимним условиям. Труд в природе –.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Как знакомить дошкольников с комнатными растениями
Опубликовано: 9 июля 2013 в 02:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек»...
Цель: Развитие умения отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска. Задачи : Формировать у детей умение отщипывать от большого куска пластилина...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...