«Какого цвета море?» Занятие по музейной педагогике для детей подготовительной группы

Татьяна Саенко
«Какого цвета море?» Занятие по музейной педагогике для детей подготовительной группы

Программное содержание

• Познакомить детей с морскими пейзажами И. К. Айвазовского.

• Обратить внимание на выразительные средства, используемые художником для передачи цвета и создания образа воды в произведении.

• Вызывать интерес к сравнению, рассматриванию разных по настроению морских пейзажей.

• Развивать речь детей.

• Вызвать эмоциональный отклик на изображение.

Словарная работа: активизация – пейзаж, художники, море, волны; эпитеты (злой, сердитый, спокойный и т. п.) и обогащение – художники-маринисты, «марины», морской пейзаж, кораблекрушение, Иван Айвазовский, «Девятый вал».

Оборудование: репродукции морских пейзажей И. К. Айвазовского, мультимедийное оборудование, аудиозапись музыкальных произведений морской тематики, макет аквариума, камешки (галька).

Визуальный ряд:

1. И. К. Айвазовский Буря на море ночью

2. И. К. Айвазовский Волна

3. И. К. Айвазовский Девятый вал.

4. И. К. Айвазовский Берега Далмации

Методические приемы:

Рассматривание иллюстраций, метод «погружения», рассказ по серии картин, рассказ воспитателя о произведении, метод диалога, вопросы, повторение слов индивидуальное и хоровое, художественное слово, этюды, музыкальное сопровождение, здоровьесберегающие мероприятия, сюрпризный момент.

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель. Доброе утро! Проходите ребята, поздоровайтесь с гостями. А теперь подойдите ко мне. Давайте встанем с вами в круг. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Дайте мне свои ладошки. Теперь опустите руки и закройте глаза. Послушайте.

Звучит аудиозапись. Звуки природы. Море.

Воспитатель. Что это за звуки? Что они вам напомнили?Ответы детей

Воспитатель. Правильно, это шум моря. Все из вас видели море? Какое оно? Высказывания детей

Воспитатель. А вы хотите сейчас оказаться у моря. Ответы детей

Воспитатель. Я приглашаю вас.

2. Основная часть

(Дети подходят к выставке репродукций художника-мариниста И. К. Айвазовского)

Воспитатель. Мы оказались на выставке картин. А вы знаете, кто создаёт картины? Ответы детей (Художники)

Воспитатель. Все так думают? Да. Я согласна с вами. Художники. Художники рисуют все, что видят вокруг себя: природу, предметы, людей или просто фантазируют. Давайте вспомним, как называется картина, на которой изображена природа? Ответы детей (Пейзаж)

Воспитатель. Посмотрите на эти репродукции. Что на них изображено? Ответы детей

Воспитатель. Значит, перед нами морские пейзажи. Вы согласны со мной? Всем нам знакомо женское имя Марина. А вы знаете, что оно означает? Марина значит - «морская». И морские пейзажи так и называют «марины». А художников, которые рисуют море – называют художники-маринисты. Давайте вместе повторим, как они называются - художники-маринисты. Кто из вас может сам повторить. (Индивидуальное, хоровое повторение)

Воспитатель. Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом, бескрайностью и красотой. Каждая из картин отражает настроение художника. Когда художник создает картину, он не просто пишет, а хочет показать то, что увидел, что ему понравилось, передать свое отношение. Посмотрите на морские пейзажи. Автор этих картин - Иван Айвазовский - самый известный художник-маринист. Он родился и жил на берегу моря, может, поэтому он очень любил рисовать морские пейзажи. Скажите, пожалуйста, какого цвета бывает море? Ответы детей

Воспитатель. Все так думают? Высказывания детей.

Воспитатель. Если я вам скажу, что у моря, как и у человека, может быть свое настроение. Вы согласитесь со мной? Ответы детей Какое может быть настроение у моря? Ответы детей

Предлагаю вам послушать, как рассказал о морской воде поэт Борис Заходер

Ах, вода, ты вода,

Ты вода солёная!

Почему ты, вода,

Не всегда зелёная?

Отчего иногда

Ты такая синяя?

То черна ты, вода,

То белее инея.

- Что ж, бела я бела –

Видно от волнения.

Я и синей была –

Дело настроения.

Я от гнева чёрная,

От тоски – зелёная,

А от слёз я, вода,

Навсегда солёная.

Воспитатель. Каким цветом описал поэт настроение моря? Ответы детей, при затруднении - помощь педагога «Белая от волнения, от гнева - чёрная, от тоски – зелёная».

Воспитатель. Можно ли определить на картине настроение моря?Ответы детей.

Воспитатель. Например, на этой картине (выставка, какое море? (тихое, спокойное). Каким цветом его изобразил художник?Ответы детей.

Воспитатель. А на этой картине море, какое? (гневное, злое) Почему вы так думаете?

Какие цвета использовал художник, чтобы передать злое, гневное настроение?

Теперь мы можем сказать, что море бывает очень разным: оно бывает синим, зелёным, чёрным, оно может быть (аудиозапись, шторм) страшным, гневным, злым, пугающим, а также (аудиозапись, штиль)тихим, спокойным, ласковым.

Предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется». Игра вам знакома, но я немного её изменила, будьте внимательны. Услышав музыку, попробуйте передать её настроение, изобразить состояние моря, с помощью движений.

Физминутка

Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три,

настроение моря ты покажи (шторм)

Воспитатель. Каким вы увидели море с помощью этой музыки (бурлящее, гневное, бушующее, злое, пугающее).

Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три,

настроение моря ты покажи (штиль)

Воспитатель. Какое море вы изобразили сейчас? (Спокойное, ласковое, тихое, мирное). Молодцы. Вы очень хорошо передали настроение моря.

Я предлагаю вам занять места, чтобы поближе рассмотреть картины художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Дети садятся на стульчики перед экраном.

(Репродукция «Буря на море ночью, аудиозапись шторм)

Воспитатель.

Что случилось с кораблём?

Всё качается на нём.

Царь морей резвится в море,

Веселится на просторе.

Волны самых разных форм

В синем море грозный шторм. (Автора, к сожалению, не знаю)

Море не просто рассердилось, оно в ярости.

(Репродукция «Волна»)

- Посмотрите, как «вздулись сердитые волны».

- Какую погоду хотел изобразить художник?

- Каким изображено небо?

- Что вы можете сказать о море? Какое оно?

- Почему вы решили, что на море бушует ураган?

Когда на море большие волны, бушует ветер - это шторм - морская буря.

(Репродукция «Девятый вал», аудиозапись шторм)

Перед нами картина «Девятый вал». Это самая известная картина Айвазовского.

Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно, потом становится все выше, выше, выше и обрушивается с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют «девятый вал». Волна как будто валится. Поднимается выше, выше, выше и обваливается, валится».

Этюд "Волна"

Дети изображают "девятый вал"

Воспитатель. Девятый вал» - разрушает всё на своем пути. Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после сильнейшего ночного шторма. Что случилось с кораблем? Ответы детей.

Люди, потерпели кораблекрушение. Ребята, а кто из вас знает, что такое кораблекрушение? Высказывания детей. Да, это гибель корабля, крушение. Корабль погиб, разрушился, затонул. Присмотритесь внимательно, что изобразил художник в самой нижней части картины? На чем плывут эти люди? (На обломках корабля). Взгляните на них. Как вы думаете, какие чувства они испытывают, о чём думают? Высказывания детей.

Шторм продолжается уже долго. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись. Измученные, уставшие, они успели привязать себя веревками к обломку мачты. Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на моряка, который поднял руку. Что он делает? Зачем он машет платком? На что надеется? Ответы детей.

Он надеется, что их заметят с какого-нибудь уцелевшего корабля и спасут. Вы можете представить и показать, как моряк машет платком. Встаньте, покажите движениями рук самую опасную волну.

Этюд "SOS"

Дети изображают моряка. Передают его состояние, поведение с помощью движений, мимики, речи.

Воспитатель. Давайте с вами представим, что можно услышать, почувствовать «попав в картину». Высказывания детей.

Воспитатель. Вот на моряков надвигается самая большая, самая разрушительная волна. Вы запомнили, как она называется? Ответы детей.

Воспитатель. Художник показывает величие моря и упорство людей. Удастся ли морякам спастись? Как вы думаете? Ответы детей. Какие чувства вызывает у вас эта картина? Ответы детей. (Печаль грусть, волнение, страх за людей).

Воспитатель. Почему? Ответы детей

Воспитатель. Какие краски использовал художник, когда писал эту картину? Ответы детей (Мрачные, темные, яркие.)

Воспитатель. Вера и мужество помогут им справиться с бедой. Согласны со мной? Внизу - тревожное сине-зеленое море. Но верхняя часть полотна написана в тёплых тонах. Каких? Ответы детей

Воспитатель. Надежда на спасение уже пробивается сквозь тучи золотым светом солнца. Первые лучи пробиваются сквозь туман.

(Репродукция Берега Далмации, аудиозапись штиль)

Осталось продержаться совсем немного и шторм утихнет. Снова выглянет солнце, умчатся вдаль черные тучи и снова поменяется цвет воды и настроение моря. Корабли вернуться в гавань, а моряки встретятся с родными и друзьями.

Мы увидели разные по настроению морские пейзажи или «марины». Художник-маринист Айвазовский видел море взволнованное и бушующее, тихое и спокойное. И рассказал нам в своих картинах.

3. Заключительная часть

Воспитатель. Вот и закончилось наша встреча с морем. Люди на память всегда увозят с собой сувениры. И я хочу вам подарить подарок - «Морскую копилку». Она нас ждёт на выставке картин с морскими пейзажами. (Дети подходят к выставке картин). Вот она (аквариум). Но она пока пуста. Мы наполним её морскими камешками. Каждый камешек это слово, которое вы назовёте. Мы сегодня слышали разные слова о море, какие слова вам понравились и запомнились. Дети называют слова, воспитатель кладёт камешек в «морскую копилку».

Вопросы: Скажите, как называются картины с изображением моря («марины» или морские пейзажи). А художников, которые рисуют морские пейзажи? (Художники-маринисты). Кто запомнил фамилию самого известного художника-мариниста? (Айвазовский). А самая известная его картина называется – «Девятый вал».

Вот какая копилка слов о море у нас получилась. Я благодарю вас за работу. Мне очень понравилось путешествовать с вами. До свидания.

Публикации по теме:

Игра «Цветные карточки». Цель: развитие внимания, закрепление цвета. Материал: у детей карточки белого, красного, жёлтого, зелёного, серого, синего цвета. (Количество.

Конспект занятия «Экскурсия в парк» с детьми средней группы. Цель: закрепить и расширить знание детей об осени. Воспитывать эстетические чувства через общения с осенней природой. Программное содержание:.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
«Какого цвета море?» Занятие по музейной педагогике для детей подготовительной группы
Опубликовано: 20 июня 2013 в 10:24
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...