Календарь природы в ДОУ

Татьяна Петренко
Календарь природы в ДОУ

Календарь природы в ДОУ

Календарь природы в детском саду.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического, нравственного и умственного воспитания, средством экологического развития детей, которые учатся любить и беречь родной край. Ребенок открывает для себя разнообразный и удивительный мир природы.

Систематические наблюдения сезонных изменений природы развивают также и умственную деятельность детей: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.

Всем известно, что познание закономерностей сезонных явлений сопряжено с рядом трудностей. Это связано с усвоением качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. В природе не существует резкой видимой границы между временами года, и у детей создается обманчивое представление о постановке окружающей среды. Например, в конце осени они могут забыть, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Детям очень трудно без помощи взрослых уловить логику закономерных изменений. Они не всегда понимают скачкообразные изменения в природе. Например, выпал снег весной, значит, опять наступила зима и т. д.

Чтобы облегчить последовательное накапливание представлений о плавном течении сезона года, воспитатель может использовать в своей работе новые формы календарей природы:

• Фенологическое дерево;

Календарь дней недели и сезонов года;

• Птичий домик;

Календарь цветов и красок времён года;

Календарь роста;

Календарь - пирамида «Времена года»;

Календарь - месяцеслов.

Педагоги в своей работе используют традиционные календари-схемы, но у детей нет возможности с ними поиграть, а ведь игра лучший помощник при усвоении знаний,ребёнок, играя, легче запоминает названия птиц, цветов, деревьев, быстрее учится замечать сезонные изменения в природе, погодные явления и т. д.

КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ - один из факторов формирования естественных научных и экологических представлений детей дошкольного возраста.

Календари — это средство становления начал экологического сознания. Это способ освоения действительности, который отражает динамику и социокультурное развитие человека, это одно из условий экологического развития у детей.

Календари были известны еще в древности: на камне, кости, дереве, металле древний человек изображал точки, зигзаги, круги. Известен календарь сделанный на бивне мамонта (Черкасская область). В зависимости от местности и материала, на котором фиксировались знаки природы, в культуре родились различные виды календарей: календари - сосуды (Сибирь, Кавказ, народные вышивки - месяцев, город - обсерватория (Урал, лабиринты - календари на островах Белого, Балтийского и Баренцева морей. Так человек с давних времен решил проблему взаимодействия природы и общества, объединил внешний космос мироздания (макрокосмос, со своим внутренним космосом (микрокосмосом, в гармоническое целое - КАЛЕНДАРЬ.

Календарь выступает своеобразной культурной памятью народа о сезонных изменениях, о самоощущениях человека в тот или иной сезонный период, о своих связях с природными ритмами.

Календарь является также определенной формой воспевания человеком великой силы природы, благодарения ее, заклинания и просьбы, обращение к образам стихий: Даждьбог- солнце, Перци - гром, небесные воды; Белее -дерево, скот; Марена - жизнь; Лага - дочь Даждьбога.

Несмотря на различные виды календарей - они имеют общий единый

язык, символизирующий ритм природы. Мы так привыкли пользоваться ка-

лендарем, что даже не отдаем себе отчет в том, что так велик в нашей жизни и во всем нашем мышлении ноль упорядоченного счета времени, а между тем никакая культура невозможна без него.

Календари фиксируют ритм природы и человеческой жизни. «Календари у римлян называли начальные дни месяца, и в эти дни выполнялись различные обряды, которые должны приносить людям благополучие.

Славяне — земледельцы, наши предки, заимствовали у римлян это поверье и тоже стали считать, что именно первые дни были самыми удачными для высказывания друг другу добрых пожеланий.

Анализируя слово «календарь», возникшее из двух слов «кален» - круг, образ солнца и «дар» - знак признательности, помощь кому либо, как дар наших предков. Иначе говоря, посредством календаря люди фиксировали дары солнца, получаемые ими в различные природные ритмы - весенние, летние, зимние, осенние.

Публикации по теме:

«Календарь погоды» в детском саду«Календарь погоды» в детском саду В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем.

Уголок природы в детском садуУголок природы в детском саду Вот такой уголок природы в нашем детском саду мы создали Уголок природы оформлен в виде модуля. Оформление уголка природы меняется в.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Календарь природы в ДОУ
Опубликовано: 7 октября 2012 в 11:09
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Урок-презентация «Изображать можно линией» 1 класс
Урок- презентация "Изображать можно линией" 1 класс Цель: развивать умение видеть линии в природе, учить изображать линии на плоскости, развивать...
Поделки из бросового материала — цветы из фантиков. Мастер-класс
Поделки из бросового материала - цветы из фантиков. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Разноцветные, яркие и блестящие...
Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Районный отдел образования нашего города объявил для педагогов конкурс методических разработок " Моя лучшая...
Рисунки детей на тему «Зимняя избушка». Фотоотчет
Предлагаю фотоотчет по рисованию цветными карандашами зимней избушки детьми старшего дошкольного возраста. Предварительно побеседовали с детьми о том, как...
Конспект занятия «Осторожно — тонкий лёд!» для 4 группы детей с ОВЗ
Тема: Осторожно - тонкий лёд! Цель: формирование навыков безопасного поведения на льду. Задачи: - Способствовать формированию навыков безопасного...