Получи документы

Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития

Филина Наталья Александровна
Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития

Курс-Романовской Натальи Александровны

Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития.

ВВЕДЕНИЕ

В научных исследованиях последних лет содержатся убедительные, подтвержденные практикой данные о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства, так как в этот период психика наиболее пластична. Своевременная организация коррекционно--развивающего воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Одну из наиболее многочисленных категорий детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития.

Публикация «Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

За последние двадцать лет накоплен определенный опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития, имеются научные публикации и методические пособия, в которых представлены рекомендации к организации и отбору содержания коррекционного обучения и воспитания.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены особенности в отклонений в личностном развитии детей с задержкой психического развития, в то время как адекватное поведение является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии. Поэтому тема исследования актуальна.

Объект исследования: особенности проявления капризов и упрямства у детей дошкольного возраста,имеющих задержку психического развития.

Предмет исследования:профилактика и коррекция капризов и упрямства.

Цель исследования: спроектировать содержание и направления

психолого-педагогической работы по коррекции капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В соответствии с целью, предметом исследования в дипломной работе решались следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. С помощью специальных психодиагностических методов выявить уровень проявления капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Определить основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление и профилактику капризов и упрямства у детей изучаемой категории.

Методы исследования:

- обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение за детьми в процессеэкспериментальных исследований и на занятиях, анкетирование родителей;

- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: дети старшей группы МДОУ комбинированного

вида в количестве 10 детей, родители данных детей (10 человек).

Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, дошкольник сам начинает определять собственное поведение.

В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. У ребенка впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т. е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. С. А. Козлова считает, так формируется осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Изучением проблемы занимались: С. А. Козлова, Эльконин Д. Б, Власова В. И, Аникеева.

Таким образом, поведение ребенка дошкольного возраста превращается вовнеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация, например, мотивом становится нравственная норма.

ИСЛЕДОВАНы ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИе ОСНОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩИХ КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО

Особенности проявления капризов и упрямства у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Лебединский В. В предложил 4 основных типа задержки психического развития.

1. Задержка психического развития конституционального происхождения;

2. Задержка психического развития соматогенного происхождения;

3. Задержка психического развития психогенного происхождения;

4. Задержка психического развития церебрально органического генеза. В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфере.

1. Инфантильности ошибка часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью, мимики и моторики.

2. При соматогенной задержки психического развития эмоциональной незрелость, как указывалось, обусловлено длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками сердца и т. д хроническая и физическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт лица как, робость, болезнь, не уверенность своих силах.

3. Задержка психического развития психогенного происхождения связанно с неблагоприятными условиями воспитания.

Имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявления и необходимости Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста. Капризы и упрямство рассматривают как составляющие отклоняющегося поведения наряду с непослушанием, выражающемся в непослушание и озорстве, детским негативизмом, то есть непринятием чего либо без определенных причин, своеволием, недисциплинированностью. Понятие «капризы» и «упрямство» очень родственные и четкой границы провести между ними нельзя.

Упрямство- это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Упрямство проявляется в желание продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы, выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял,что совершил ошибку,но не хочет в это признаться, и поэтому «стоит на своем».

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. «Я так хочу и все!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Таким образом, диапазон причин капризов и упрямства у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития более расширен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, а способы проявления капризов и упрямства выражены более ярко Определение уровня проявления капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического

Развития На первом этапе констатирующего этапа было проведено наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности. Наблюдение проводилось на протяжении пяти дней.

Анализ данных диаграммы позволяет сделать вывод о том, что наибольшей степени у детей обследуемой группы проявляется упрямство, однако также имеется достаточное количество детей с высоким уровнем проявления капризов.

- рассказ психолога и рассказы детей;

-беседа;

-слушание музыки;

-рисование.

Проведенный анализ литературы показал, что на современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений. Готовность педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности зависит от овладения системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению.

В результате было также установлено, что у детей старшего дошкольного возраста часто возникают негативные проявления в их поведении, такие как упрямство и капризы, что связано, прежде всего с незрелостью эмоционально-волевой сферы данной категории детей, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута. Поставленные задачи реализованы: был проведен анализ

психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; был выявлен уровень проявления капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; были определены основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление и профилактику капризов и упрямства у детей изучаемой категории.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с задержкой психического развития. В настоящее.

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР Современное образование нуждается в реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 12:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД