«Каравай заводит дружбу с тем, кто с детства любит труд». Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Яблонская Вера
«Каравай заводит дружбу с тем, кто с детства любит труд». Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей об особенностях выращивания хлеба, рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подаётся к столу. Закрепить знания о труде тракториста, комбайнёра, пекаря. Познакомить с профессией мукомола и агронома. Упражнять в подборе однокоренных слов, в названии хлебобулочных изделий. Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе. Учить отгадывать загадки. Развивать умение выразительно рассказывать стихотворения. Учить выразительно драматизировать отрывок из сказки "Колосок", интонационно выражая диалоги персонажей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Агроном, тракторист, комбайнёр, пекарь, мукомол, ветряная мельница, водяная мельница.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ: Дидактические игры: "Родные слова", "Виды хлеба", картины с изображением: трактора, агронома, машины муковоз,

ветряная и водяная мельницы, картина "Хлебозавод", Солёное тесто, фартук на каждого ребёнка, разделочная дощечка на каждого ребёнка, салфетки, каравай из солёного теста и различные виды хлеба из солёного теста - булочки, баранки, пирожки, торты, ватрушки и т. д. Картина Шишкина "Рожь", кукла мукомол в белой одежде.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, посмотрите кто - то прислал нам письмо. Да в нем загадки.

Зимой бело,                       В землю тёплую уйду,

Весной чернело,                   К солнцу колосом взойду,

Летом зеленело,                   В нём таких, как я,

Осенью стрижено. (Поле)           Будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом,                 Мнут - катают,

Полон дом зерном,                 В печи закаляют,

Стены позолочены,                 А потом за столом

Ставни заколочены.                 Нарезают ножом.   (Хлеб)

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

Кто же нам загадал загадки?

(Входит ребёнок, одетый в костюм Булочки.)

Булочка: Здравствуйте дети. Я Булочка. Это я вам загадала загадки, потому что не знаю ответы на эти загадки. Я не знаю, как появляется хлеб.

Не переживай Булочка, мы поможем тебе узнать, как появляется хлеб.

Садитесь и послушайте.

Ребята, я расскажу вам о хлебе. Посмотрите, вот он лежит на рушнике (вышитое полотенце). В народе говорят "Хлеб - всему голова". Хлеб нужен всегда человеку, с той самой поры, как он начинает ходить и до самой старости. Хлеб - это наше богатство. В старину говорили:

               Дай же нам, небо,

               Хлеба богатые,

               С корнем глубоким,

               С зерном обильным.

Но все вы знаете, что не только небо (солнце, дождь) помогают хорошему урожаю - главная роль при выращивании хлеба принадлежит человеку. Как называется профессия людей, которые занимаются выращиванием хлеба? (Хлеборобы, земледельцы). Это люди разных профессий и мы убедимся в этом. Ещё с осени они начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю, удобряют её. Посмотрите, вот кто-то к нам спешит. Здравствуйте.

(Ребёнок в роли тракториста)

- Здравствуйте. Я работаю на тракторе. (Показывает картинку.)

- Дети, как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Тракторист) Расскажи нам тракторист, что ты делаешь, чтобы вырастить хлеб?

Тракторист:   Пришла горячая пора,

              Пора больших забот.

              Рокочут в поле трактора

              Весенний сев идёт.

У меня много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить её для посева семян.

- Спасибо тебе тракторист, за твой рассказ и за твой труд, он очень важен для выращивания хлеба. Когда поле готово его засевают зерном. Главный человек, который даёт добро на засев и сбор урожая - это агроном. Он всё лето следит за посевами, как они всходят, поспевают. Посмотрите на эту картину, на ней как раз показана работа тракториста, когда идёт посевная и агронома. Агроном объясняет детям, пришедшим на экскурсию, каким должно быть зерно для посева, чтобы оно было не гнилое, не испорченное, тогда и всходы появятся быстрее и урожай будет богаче. Поле засеяно и через некоторое время появляются ростки.

                 ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

            Зелёный росток, весёлый росток,

            Ты только пробился из зёрнышка.

            Расти колосок, расти колосок,

            Расти колосок до солнышка!

            Полили тучи дождевые

            Лей дождь, лей!

            Дождинки пляшут, как живые

            Пей рожь, пей!

            И рожь склонилась к земле зелёной

            Пьёт, пьёт, пьёт.

            А тёплый дождик, неугомонный

            Льёт, льёт, льёт.

Ребята, если выросла рожь, какой из неё хлеб получится? (ржаной)

А, если выросла пшеница? (пшеничный)

Что такое озимый хлеб? (Хлеб, посаженный осенью.)

Дидактическая игра "Родственные слова"  

Придумайте слова, родственные к слову "хлеб". (Хлебушек, хлебный, хлебец,хлебница, хлебопёк, хлебопекарня, хлеборезка, хлебороб, хлебосольство, хлебоуборка,  хлебозавод.)

(Выставляется картина Шишкина "Рожь")

На полек зёрна вырастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай, иначе зёрна хлеба упадут на землю.

- Посмотрите, к нам в гости кто-то пришёл. (Входит ребёнок, в роли комбайнёра.)

Комбайнёр: Я работаю на комбайне.

- Как называется профессия человека, работающего на комбайне? (Комбайнёр)

Комбайнёр: Комбайн - интересная машина, она выполняет сразу несколько действий - срезает пшеницу, обмолачивает (отделяет зёрна) и высыпает зёрна в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны.

                Поле хлебное созрело

                Жатва жаркая близка,

                И комбайн берётся смело

                Всё собрать до колоска.

                Повернётся руль проворный

                Под уверенной рукой,

                И опять польются зёрна

                Золотой живой рекой.

                Не ищите в этом тайны,

                Не причём тут волшебство -

                Просто взял штурвал комбайна -

                Мастер дела своего.

- Спасибо тебе комбайнёр за твой рассказ и твой труд, он тоже очень важен при выращивании хлеба.

Дети, с давних пор люди придумывали рассказы и сказки о хлебе, какие вы знаете рассказы и сказки о хлебе? ("Колосок", "Сказка про девочку, которая наступила на хлеб", "Хлеб с росой", "Лёгкий хлеб", "Колобок", "Кусок пирога" и др.)

Давайте посмотрим отрывок из сказки "Колосок". (Драматизация отрывка.)  

Ребята, вы видите, что тот, кто не трудился, не заслуживает угощения пирогами. Не даром в народе говорится: "Не трудиться, так и хлеба не добиться. "

- Что же происходит с хлебом, после того, как его собрал комбайн?

Ребёнок:      Хлеб созрел,

              Но к нам на стол

              Прямо с поля не пошёл.

              С поля даже в магазины

              Хлебу ехать рановато.

              Он уселся на машину

              И спешит на элеватор.

Ребёнок:      В элеваторе для нас

              Хлеб хранится прозапас.

              Здесь ему тепло, удобно.

              Сможет он, как будто дома,

              Сколько нужно отдохнуть

              И опять собраться в путь.

Ребёнок:      Едет хлеб на мельницу,

              Мельницу -чудесницу.

              Здесь пышней, чем облака

              И в любом количестве

              Получается мука

              По воле электричества.

- Ребята сейчас я хочу рассказать вам о новой профессии. профессии мукомола. Издавна на Руси, чтобы получить муку строили мельницы. Мельницы были ветряные, они работали, когда дул сильный ветер и вращал крылья мельницы. В это время на мельнице перемалывали зёрна. Водяные мельницы стоили возле небольших, но бурных рек, вода попадала сверху на колесо, оно вращалось и получалась мука. Людей, работавших на мельнице, называли мельниками. Это было давно. Сейчас люди строят современные мукомольные заводы, которые работают от электричества, они оснащены современными компьютерами. Вся работа автоматизирована. Название профессии изменилось, людей. работающих на мукомольных заводах называют - мукомолами. (Показ куклы в белом халате.)  

-Что же происходит дальше?

           И, наполнив этим грузом

           Необычный круглый кузов,

           Богатырь муковоз

           На завод муку повёз.

           От завода - автомата

           Льётся тёплый хлебный запах.

           Всё, что хочешь испечёт

           Этот сказочный завод.

Ребята, с мукомольного завода мы попадаем на хлебозавод.

Кто же к нам пришёл? (Пекарь)

Пекарь:  Плюшки, сушки и ватрушки

         Куличи и калачи,

         Сладкие коврижки,

         Маковые пышки,

         Двадцать пять фасонов

         Булок и батонов.

Давайте с пекарем поиграем в игру "Какой бывает хлеб?"

(Сухарь, бублик, баранка, пряник, булочка, батон, ватрушка, крендель, печенье, кекс. пирог, блины, сушка, коврижка, калач.)

Все хлебобулочные изделия попадают в магазин, а оттуда к нам на стол. Вот какой долгий путь прошёл хлеб, прежде чем попасть на наш стол. Сколько людей потрудилось для того, чтобы вырастить его! Вот почему надо относиться к хлебу с большим уважением, дорожить каждым кусочком, ведь хлеб дороже золота! С давних пор в народе складывались пословицы и поговорки о хлебе. Какие вы знаете?

Будет хлеб, будет и песня.

Хлеб - всему голова.

Много снега - много хлеба.

Без хлеба - половина обеда.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

Хлеба ни куска - так и в доме тоска, а хлеба край - так и под елью рай.

Покуда есть хлеб и вода - всё не беда.

Хлеб батюшка. а вода матушка.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Ребята. давайте мы вместе с пекарем испечём каравай. Одевайте фартуки. (Дети помогают воспитателю украсить плетёнками из теста уже готовый каравай.)

            Каравай заводит дружбу

            С тем, кто с детства любит труд!

            Он любую ценит службу-

            Пахарь здесь и пекарь тут,

            Тракторист и агроном,

            Комбайнёр и мукомол.

            Все профессии нужны,

            Все профессии важны!

Ребёнок:    Слава миру на земле!

            Слава хлебу на столе!

            Вот он хлебушко душистый.

            Вот он тёплый, золотистый.

            В каждый дом, на каждый стол

            Он пожаловал - пришёл.

Ребёнок:    В нём здоровье - наше, сила.

            В нём чудесное тепло.

            Сколько рук его растило,

            Охраняло, берегло!

            В нём земли родимой соки,

            Солнца свет весёлый в нём.

            Уплетай за обе щёки!

            Вырастай Богатырём!

Ребёнок:    Слава миру на земле!

            Слава хлебу на столе!

            Слава тем, кто хлеб растил,

            Не жалел трудов и сил!  

Ребята, я приглашаю вас посетить наш Музей хлеба, отнесём туда наш каравай, ведь он займёт достойное место в этом музее. Посмотрите, как много здесь хлебной продукции. Дети, понюхайте кусок свежего хлеба. Правда вкусно пахнет. Хлеб ребята пахнет Землёй, трудом, Родиной, теплом домашнего очага. Берегите его, не играйте хлебом, не балуйтесь с ним Уважайте труд других людей. Помните, как нелегко он достаётся людям многих профессий Ведь не даром говорится: Что ХЛЕБ?

Дети: ВСЕМУ ГОЛОВА!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию. «Откуда к нам хлеб пришел».Конспект занятия по познавательному развитию. «Откуда к нам хлеб пришел». Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: "Откуда появляется хлеб". Программное содержание: Уточнить.

Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб»Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб» Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб».Программное содержание: уточнить и закрепить представление детей о выращивании.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
  • Математика
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Каравай заводит дружбу с тем, кто с детства любит труд». Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Опубликовано: 25 января 2012 в 19:05
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...