Картотека чистоговорок на все группы звуков

Татьяна Шерстнева
Картотека чистоговорок на все группы звуков

В качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков в своей логопедической практике часто использую чистоговорки. Изучив большое количество методической литературы, собрала и систематизировала речевой материал. Варианты использования чистоговорок очень разнообразны:

- проговаривание по очереди, коллективно;

- с различной эмоциональной окраской голоса; от имени сказочных героев;

- с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба" и т. д.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку чистоговорок. Картотека оформлена в маленьком фотоальбоме. Такой вариант оформления надолго сохраняется в надлежащем виде, он интересен для детей и удобен для меня.

Звук /а/

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-шире ротик,детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.

О-о-о-мне тепло.

Звуки /м,мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

Ма - ма - ма - я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум - вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом- ом- ом - мы гулять идем.

Ом- ом-ом - это снежный ком.

Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы - дождались зимы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Звук /д/

Да-да-да - у меня вода.

Да-да-да - буду строить города.

Да-да-да - горяча вода.

Ды-ды-ды - нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду- ду- ду - я рыбачу на пруду.

Ду - ду - ду - я по ягоды иду.

Ду - ду - ду - я по лугу иду.

Ду - ду - ду - в зоопарк иду.

До-до-до- там на дереве гнездо.

Звуки /т,ть/

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от - летит в небе самолет.

От-от-от - испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Звуки /п,пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /в,вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /н,нь/

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – барабан.

Ан-ан-ан - мне купили барабан.

Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

Ин-ин-ин – магазин.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /к,кь/

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак - расцветает мак.

Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ки-ки-ки - это кубики.

Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Звуки /г,гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу - хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога,

пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги - за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звуки /х,хь/

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Ух-ух-ух - развалился домик - бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звуки /с,сь/

Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са - на траве роса.

Са-са-са - у меня коса.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Са-са-са - в норе живет лиса.

Са-са-са - будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су - заплету косу.

Су-су-су - наточу косу.

Су-су-су - я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы - у сома усы.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы - у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /з,зь/

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца - дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу - я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши - зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш - это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу - в самолете я лечу.

Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу - быстро всех домчу.

Чу-чу-чу - я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч - в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу - я сома тащу.

Щу-щу-щу - васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой - скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /л,ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла - не забьете мне гола.

Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла - я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Лу-лу-лу - заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ул-ул-ул - зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил - в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /р,рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра - во дворе гора.

Ра-ра-ра - в лес идти пора.

Ра-ра-ра - сад полить пора.

Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра - суп варить пора.

Ра-ра-ра - суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры - любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар - рядом синий шар.

Ар-ар-ар - улетает синий шар.

Ар-ар-ар - это красный шар.

Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри - на рябину посмотри.

Ри-ри-ри - там расселись снегири.

Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 160с. + цв. вкл. 48с.

2. Новиковская О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки /О. А. Новиковская. - М. : Астрель; СПб. : Сова,2009. - 96с. :ил.

Подготовила: учитель-логопед Шерстнева Т. Ю.

Публикации по теме:

Литературный конкурс. Авторские чистоговорки по ОБЖ ЧИСТОГОВОРКИ - чисто говорю Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка -это зарифмованная фраза:.

Мнемотехника и мнемотаблицы в ДОУМнемотехника и мнемотаблицы в ДОУ Использовать в мнемосхемы и мнемотаблицы в логопедической работе довольно интересно. Рисунки-символы или иллистрации, расположенные согласно.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Цветы
  • Головоломки
Автор публикации:
Картотека чистоговорок на все группы звуков
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 19:45
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...