МААМ-картинки

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Наталья фоменко
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Подготовили воспитатели: Фоменко Н. А. Герасимова Т. А.

«У кого какой предмет?»

Цель: упражнение детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существительных признаков, развивать наблюдательность, расширить словарь у дошкольников за счет существительных, прилагательных, наречий, предлогов.

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи» размещена в разделах

Ход игры: воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет, что на каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки и т. д. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Начинают про них рассказывать. Про один предмет рассказывает воспитатель, про другой дети. Если воспитатель называет цвет предмета, то дети должны назвать тоже только цвет, если форму, то дети тоже только форму и т. д.

«Назови лишнее слово»

Цель: активизирование внимания; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.

Ход игры: взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

«Дует ветер»

Цель: обучение детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у.» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

«Говори – не задерживай»

Цель: показ детям, что слоги в слове следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить самостоятельно подбирать слова с определенной частью, а так же находить слова, начинающиеся с последнего слова услышанного слова.

Ход игры: дети стоят, образуя круг. Один из них первый говорит какое - нибудь слово, очень громко произносит его по частям, рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова.

«Назови соседей буквы»

Цель: закрепление знаний о звуке и букве.

Ход игры: ребенок должен назвать соседей заданной буквы и объяснить, почему именно они будут ее соседями.

«Банки с соком и вареньем»

Цель: обучение ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина – малиновый, черника – черничный, согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т. д.)

Ход игры: взрослый предлагает ребенку вспомнить, что можно приготовить из ягод, спрашивает, как будет называться та или иная заготовка.

«Испорченный телефон».

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: дети сидят в ряд или по кругу.

Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т. д.

Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?»

Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен.

Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего, какое они услышали слово.

Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон».

Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно.

Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово.

Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку.

Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего:

«Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий,

значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен.

В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово.

Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего.

Давайте поиграем».

«Что возьмем с собой на бал?»

Цели: развитие памяти, воображение, учить детей объяснять свой выбор.

Игровой материал: 13 картинок с изображением различных головных уборов, одежды, обуви и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям набор картинок с изображением различных головных уборов, одежды, обуви и т. д. Дети выбирают, объясняют, почему они выбрали ту или иную вещь.

«Подбери рифму»

Цель: обучение детей подбирать рифму.

Игровой материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму: Пень – тень, кот – рот, палка – галка, печка – свечка, мушка – пушка, мышка – крышка и т. д.

«Положи свое слово в шкатулочку»

Цель: обучение детей подбирать прилагательные к существительным.

Ход игры: Мама какая? (родная, любимая, красивая, дорогая, добрая, ласковая, заботливая, хорошая, умная, веселая и т. д.).

«Было – стало»

Цель: расширение словаря детей словами – антонимами.

Ход игры: воспитатель говорит: «Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас».

Тополь был тонким, стал… толстым.

Был низким, стал … высоким.

Был молодым, стал … старым.

Веток было мало, стало … много.

Ветки были короткие, стали … длинные.

Кора была гладкая, стала … шероховатая.

Листья были маленькими, стали … большими.

Были мокрыми, стали … сухими.

«Цветочный магазин»

Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух.

Подготовка к игре: для изготовления игры нам понадобятся открытки, цветной картон, клей, ножницы, карандаш. Берем цветной картон, на обратной стороне расчерчиваем картон на прямоугольники размером 14х10 см. Разрезаем картон на прямоугольники. На цветную сторону картонных прямоугольников наклеиваем открытки цветов. Берем картон другого цвета, обратную сторону картона расчерчиваем на прямоугольники размером 3х8 см. Разрезаем картон на карточки. На цветную сторону карточек наклеиваем кружочки (по 1, по 2, по 3, по 4).

Ход игры: на наборное полотно поставить карточки с цветами. Воспитатель рассказывает: «Это у нас цветочный магазин, в нем продаются разные цветы. Одни – с короткими названиями, например: пион; другие с длинными названиями, например: незабудки. У вас есть у каждого числовая карточка с кружочками. Это – «деньги». Вы будете покупателями, а я – продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его, если ошиблись, цветок остается на прилавке». В конце игры воспитатель показывает числовую карточку и просит назвать купленные цветы, в названии которых столько слогов, сколько кружочков на карточке.

«Три линейки»

Цель игры: упражнять детей в делении слов на слоги; определении количества слогов в слове; находить картинки, в названии которых определенное количество слогов. Развивать речь детей, воспитывать внимание, мышление.

Подготовка к игре: Для игры понадобится цветной картон, предметные картинки, ножницы, клей, карандаш. Берем лист картона и делим его на три части. Берем другой лист картона, с обратной стороны расчерчиваем на квадраты со стороной 5см. Разрезаем картон на квадраты. На квадраты наклеиваем предметные картинки.

Ход игры: детям раздаются большие карты, разделенные на три части и предметные картинки. Дети должны на первую линию выложить картинки, название которых состоит из одного слога; на вторую линию выложить картинки, название которых состоит из двух слогов; на третью – из трех слогов.

«Слоговое домино».

Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги. Упражнять детей в определении количества слогов в слове; в сопоставлении слоговой структуры различных слов; подбирать картинки, в названии которых одинаковое количество слогов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух.

Подготовка к игре: для игры нам понадобится цветной картон, предметные картинки, клей, ножницы, простой карандаш. Берем цветной картон, обратную сторону цветного картона расчерчиваем на прямоугольники размером 5х10 см. Расчерченный лист картона разрезаем на карточки. Из старых книжек вырезаем маленькие предметные картинки и наклеиваем их на цветную сторону карточки по две штуки (слева и справа).

Ход игры: ребенку предлагают посмотреть на карточки – домино и выложить цепочку домино таким образом, чтобы количество слогов последующего слова – названия совпало с количеством слогов предыдущего. Если задание выполнено верно, то цепочка замкнется, т. е. слоговая структура названия последующей картинки совпадет со слоговой структурой первой.

«Найди лишнее слово»

Цель: развитие памяти, пополнение словарного запаса, закрепление материала.

Ход игры: воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.

«Кто знает больше?»

Цель: закрепление слов, определение их значений.

Материал: карточки животных, цветов, мебель и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.

«Звуковые шапочки»

Цель: развитие навыков звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход игры: в игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

«Сплетем венок из предложений»

Цель: упражнение детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход игры: воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Веселый поезд»

Цель: совершенствование навыка звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: у каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход игры: воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

«Красный – белый»

Цель: обучение детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: у каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход игры: воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

«Поймай мяч»

Цель: различение звуков Ф и В в словах, четкого произнесения слов с этими звуками. Развивать фонематический слух.

Ход игры: Дети образуют круг, Воспитатель с мячом находится в центре. Ребятам дается установка: ловить мяч только в тех случаях, когда в слове, названном воспитателем, будет звук В. При слове со звуком Ф мяч отбрасывается.

«Что кому?»

Цель: умение различать звуки З и Ж в словах. Четко и правильно произносить слова.

Ход игры: на доске вывешивают две картинки с изображением комара и пчелы. Под ними - по конверту. Каждый ребенок получает предметные картинки в названии которых имеется звук З или Ж (зонт, коза, звезда, жук, желуди, лыжи и т. д.).Дети называют картинку и в зависимости от наличия в слове звука З или Ж кладут ее в соответствующий конверт (к пчеле или к комару)

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию звуковой культуры речи Картотека дидактических игрДид. игра «Звуковая дорожка»Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи. Описание.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3–4 лет Картотека дидактических игр для детей 2 мл. группы Дидактические игры по развитию речи ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК Цель: Ориентироваться на род имени.

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать слуховое внимание. Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи во второй младшей группе Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе по развитию речи. 1. Игра «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить.

Картотека дидактических игр по развитию речи Картотека дидактических игр по развитию речи. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию.

Картотека дидактических игр по развитию речи У кого какой предмет? Цель. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных.

Картотека музыкально дидактических игр и речевых упражнений «СОЛНЫШКО» Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков. Ход игры: \ Солнышко, \ солнышко,.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 16 Сокол А. А. Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 13:31
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД