Занятия-дидактические игры по лексическим темам

Валентина Пахарукова
Занятия-дидактические игры по лексическим темам

ТЕМА «ЧАСТИ ТЕЛА»

Цель: расширять словарь по теме «Части тела»

-Упражнять в образовании множественного числа именительного падежа,

- Развивать мышление, мелкую моторику рук, двигательную активность

Оборудование: кукла, картинка с изображениями частей тела, таз с водой, полотенце, мыло.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях Резиновая - Зина, вся грязная, чумазая. Резиновая - Зина прибежала к нам мыться, у неё беда она очень любит гулять по лужам, но в этот раз ей повезло, она упала в эту лужу. Что у Зины грязное? (уши, нос, руки, живот.)

-А как это можно назвать двумя словами.

-Части тела.

-А знаете ли вы, части своего тела и где они находятся.

Дидактическая игра: «ЗНАЮ ЛИ Я ЧАСТИ СВОЕГО ТЕЛА?»

(воспитатель называет, дети показывают).

- Я буду называть какую-то одну часть тела, а вы скажите, сколько таких частей у нашей Зины.

ГЛАЗ (два глаза, УХО (два уха)НОГА

(две ноги, НОС (один нос, ГУБА (две губы, ЗАТЫЛОК (один затылок) и т. д.

-Ребята давайте помоем нашу Зину, и все её части тела будем называть ласково.

Дидактическая игра: «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

(носик, затылок, плечико, волосик, ручка.)

-Зина наша чистая и она сейчас поиграет с вами

Дидактическая игра: «ОДИН И МНОГО»

У меня рука, у вас руки

У меня нога, у вас ноги

У меня плечо, у вас плечи

У меня нос, у вас носы

У меня ухо, у вас уши

У меня живот, у вас животы

У меня спина, у вас спины

Пальчиковая гимнастика: «Мои умелые руки»

-Ребята, наша Зина не знает, для чего нужны части тела, она считает, что голова нужна, чтобы нюхать. Вы с ней согласны? Объясните почему?

Дидактическая игра: «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

(Глаза Я- дышать, уши - говорить, нос - рисовать, руки -ходить, ноги - думать, рот - смотреть).

Зина с нами прощается, ей очень понравилось у нас в детском саду. И она дает слово, что больше никогда не будет ходить по лужам.

Тема: Деревья.

Цель: Продолжить работу по расширению и активизации словаря по теме: деревья; упражнять в образовании слов- определений; закреплять умение классифицировать по заданному признаку; сравнивать, находить сходство и отличие; развивать мелкую моторику руки, внимательность, мышление.

Оборудование: Картинка по принципу наложения с изображением дерева, куста, цветка; Картинка с изображением почек, листьев, цветка, яблок, деревьев, листья разных деревьев, доска, листья с силуэтами деревьев, карандаши (по количеству детей). Картинки с изображением листьев, хвои, плода, шишки, орехи, платок. Игрушка «Старичок Лесовичок».

Ход игротеки:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях «Старичок -Лесовичок». Он нам в лукошке принес много стихов, загадок, игр. Поиграем?

(Чтение стихотворения)

«Наш лесок»

Он не низок, не высок,

Зелен, светел, наш лесок,

Мы когда учиться стали,

В том лесочке насчитали:

Восемь сосен густых,

Пять березок молодых,

Семь осинок невеличек,

Девять ёлочек – сестричек.

Хорошо в лесу таком-

Каждый кустик нам знаком.

(А. Прокофьев)

Посмотрите на картинку и узнайте, что растет в лесу?

(Показ листа, на котором нарисованы дерево, куст, цветок методом наложения).

Игра «Назови дерево»

(Дети по кругу, пока звучит музыка, передают игрушку. Тот, на ком игрушка остановилась, называет дерево)

Дидактическая игра «Кем будет»

- Желудь, почка, саженец…

Дидактическая игра «Расставь картинки по порядку»

- почка, листок, цветок, зеленое яблоко, желтый лист, желтое яблоко…

(На доске три картинки: лист, хвоя, плод)

Дидактическая игра «Подбери картинку»

(Дети классифицируют деревья: лиственные, хвойные, плодовые)

Игра «Шишки- орешки»

Завязанными глазами дети отделяют шишки от орешек (Игру проводит «Старичок- Лесовичек»).

Дидактическая игра «Образуй слово»

Лист березы какой? – березовый;

Осины, тополя, клена, ивы, дуба, яблони…

Хвоя, сосна какая? – сосновая;

Ели, пихты, кедра, лиственницы.

- Лес где растут березы (какой)- березовый;

Сосны, ели, кедры, дубы.

Подвижная игра «Найди пару»

(Игру проводит «Старичок- Лесовичек»).

Детям раздаются листья разных деревьев, под музыку они танцуют с листьями, по её прекращению ищут лист того же дерева.

Дидактическая игра «Сравни деревья»

«Береза- клен»

«Осина- тополь»

«Ива- дуб»

«Береза- ёлка»

Пальчиковая игра «Листья»

Упражнение «Постановка руки»

(Дети обводят силуэт деревьев одной сплошной линией)

Воспитатель: Есть специальные люди, которые ухаживают за деревьями.

Чтобы сосна, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса

Их под звон и говор птичий

Охраняет друг – (лесничий)

-От какого слова произошло слово лесничий? (Лес)

Образуется от слова «Лес» новые слова (лесовик, лесок, лесной)

А сейчас «Старичок- Лесовичок» ещё с вами на прощание поиграет.

Игра «Раз, два, три к своему дереву беги»

«Старичок- Лесовичок» прощается с детьми и на память дарит шишки- медали.

Тема: Насекомые.

Цель: Закрепить умение: находить слова с заданным звуком, подбирать существительное к глаголам.

Упражнять в составлении предложений.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки.

Оборудование: Игрушка Лунтик, картинки, листы с силуэтами насекомых.

Ход игротеки:

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листы с рисунками, но рисунки эти состоят из точек. Нужно соединить эти точки и узнаем, кто же нарисован.

(Дети соединяют точки, называют кто изображен на листе бумаги)

Воспитатель: – Как можно назвать одним словом

Дети: - Насекомое

Воспитатель: Отгадайте кто сегодня пришел к нам в гости: это герой мультфильма, родился он на Луне, он тоже насекомое, Хотя и сказочное, кто это? (Лунтик).

Воспитатель: Верно, (появляется игрушка Лунтик).

Лунтик: Здравствуйте ребята! Очень рад встречи с вами. Вы помните моих друзей насекомых, назовите их.

Воспитатель: Ну что Лунтик, погости у нас мы тебя научим играть в разные игры, а ты сможешь научить своих друзей. (Лунтик усаживается).

Воспитатель: Первая игра с которой мы познакомим Лунтика, называется «Цепочка».

Игра «Цепочка»

- Муха (1-ый ребенок)

- Муха, комар (2-ой ребенок)

- Муха, комар, бабочка (3-ий ребенок)

На доску выставляются картинки с изображением насекомых.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Педагог называет слово-действие, а дети подбирают соответствующее изображение насекомого.

(Прыгает, летает, ползает, жалит, собирает мед, пьет нектар, рыхлит землю, поедает листья на деревьях и т. д.)

Воспитатель: Какое насекомое вам больше нравится?

Составьте про него предложение.

Д/ предложение «Составь предложение»

Фезминутка «Прогулка в лесу»

Воспитатель: Найдите пожалуйста на картинках насекомых в названии которых живет звук

«К» «П» «Ч» «С» «Г» «Ж» «Б»

-Каких насекомых мы не назвали? С какого звука начинается их название.

Д/И «Подбери слово к заданному звуку»

Воспитатель: Насекомые захотели поиграть с нами в прятки. Они будут прятаться, а вы говорить какого насекомого не стало.

Д/И «Кого не стало»

Релаксация «Зеленая сказка»

-Давайте пойдем на коврик и представим, что пришли мы с вами загорать. Ложитесь поудобнее. Представьте, что тело ваше стало легким, как крылышки у бабочки. Закрывайте глаза, послушайте музыку, которая звучит в зеленой сказке. Позагорайте и послушайте.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу,

Зеленый листок, как флажок я несу

Зеленая шишка под ёлкой лежит,

Зеленая музыка где-то звучит

Зеленый кузнечик в зеленой траве,

Играет зеленую песенку мне.

Откройте глаза, потянитесь лежа. Медленно садитесь, потянитесь сидя. Медленно вставайте потянитесь на носках.

Воспитатель: Ну вот, Лунтик, в такие игры мы играем, понравились они тебе?

Лунтик: - Да, очень. Спасибо ребята. Я обязательно научу своих друзей играть в эти игры.

Досвидания.

Воспитатель: Не торопись уходить Лунтик. Погости ещё. Ребята покажут тебе много интересного у нас в группе. Верно. (Дети показывают Лунтику группу)

Публикации по теме:

Дидактическая игра по валеологии «Строение человека»Дидактическая игра по валеологии «Строение человека» Дидактическая игра по валеологии для детей старшей и подготовительной к школе группы (две картинки) "Строение человека" Цель игры: учить.

Электронная дидактическая игра «Голова, лапы, хвост» Вот и закончилась осень, наступила зима, выпал первый снег. Весь ноябрь у нас был посвящен осенним темам: Домашние и дикие животные, перелетные.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Занятия-дидактические игры по лексическим темам
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 14:09
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...