Дидактические игры на закрепление лексических тем

Валентина Пахарукова
Дидактические игры на закрепление лексических тем

Тема: «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цели:

Закреплять и расширять знания детей о временах года;

• Упражнять в подборе различных частей речи, характеризующих времена года, в подборе антонимов, в умении составлять предложения;

• Развивать сообразительность, память, мышление, внимание.

Оборудование: куклы, изображающие времена года, корзинки, картинки по временам года, мяч, модель года в виде круга с разноцветными секторами, соответствующими цвету времен года, раздаточный материал-картинки с изображением разных времен года.

Ход игротеки:

Появляется Почемучкин, здоровается с детьми.

Почемучкин Угадайте, о чем сегодня мы будем говорить.

На земле живут сестрички

У сестричек по косичке

Вот зеленая косичка:

Это первая сестричка

Пашет, сеет, поливает,

Почкам глазки открывает

(весна)

Разноцветная косичка

Загорелая сестричка

Тоже трудится умело

Чтобы все росло и зрело

(лето)

Золотистая косичка

Это рыжая сестричка

Убирает, веет, косит.

Урожай в амбары носит.

(осень)

А четвертая косичка

Белоснежная сестричка

Все укроет одеялом

Все разгладит, уберет,

А потом земле усталой

Колыбельную споет.

(зима)

Почемучкин -Как назвать одним словом зиму, весну, лето, осень? Что это?

Дети Времена года

Почемучкин Встречайте гостей-сестричек-косичек (выставляются 4 куклы в соответствующих костюмах)

Почемучкин Как вы думаете, какая из кукол какое время года обозначает? Почему вы так думаете? Чем они друг от друга отличаются?

Посмотрите, у каждой куклы с собой корзинка. А у меня есть картинки о временах года. Выберите и положите каждой кукле свои картинки.

Дидактическая игра «Подбери картинку»

Почемучкин Молодцы, у каждого времени года свои чудесные события. Давайте соберем осени, весне, лету, зиме их чудеса-придумайте слова. Я положу зиме- вьюгу, весне- проталину, осени-листопад, лету-жаркие деньки.

А что положите вы, ребята?

Д\игра «Чудеса в корзинке»

Почемучкин: Придумайте предложение с любым словом

Играем дальше. Я буду называть время года, а вы будете выполнять соответствующее движение. Запоминайте: зима-прыжки, лето-хлопки, осень-приседание, весна-стоим смирно.

Игра на внимание

Почемучкин: Приглашаю вас в страну «Наоборот»

Д\игра «Закончи предложение»

-зимой вода замерзает, а весной….(тает)

-зимой морозы, а осенью (дожди)

-весной трава вырастает, а осенью. (засыхает)

-зимой снег выпадает, а весной (тает)

-зимой снег чистый, а весной…. (грязный)

-летом жарко, а зимой…. (холодно)

-весной овощи высаживают, а осенью…. (собирают)

-осенью птицы улетают, а весной….(прилетают)

-весной медведь просыпается, а осенью….(засыпают)

Почемучкин У меня тоже есть своя корзинка (достает картинки: осенний лист, дождь,снежинка, метель, сосулька, капает капель, ручеек, солнце, яблоко).

Дети называют изображенные предметы на картинках.

Почемучкин Расскажите, кто что делает?

Д\игра «Кто что делает?»

Почемучкин А еще в моей корзине есть вот что-разночветный круг, а в середине солнышко. Вы наверно догадались, что означают разноцветные части круга

Дети Времена года

Почемучкин Да, а все вместе-это год. Почему он круглый?

Дети Потому что,времена года сменяют друг друга по очереди

Д\игра «Угадайте, кто поет?»

Дети стоят в кругу. В роли земли-каждый из детей. Солнце-водящий.

Дети Здравствуй солнышко моё. Угадайте, кто поет? (Далее поет ребенок, остальные выполняют движения).

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй солнце золотое (делают круг руками)

Здравствуй быстрый ручеек (приседают, «полощут» руки в ручейке)

Здравствуй легкий ветерок (плавно поднимают и опускают руки)

Если водящий угадывает, кто поет, игра повторяется с новым водящим.

Почемучкин У вас на столах лежат картинки. Каждую картинку ты положи на желтый сектор круга (белый, зеленый, красный). Почему?

Игра с мячом «Какое время года»

Приглашаю в круг друзей,

Поиграть еще скорей

Дети стоят в кругу. Почемучкин в центре с мячом. Он бросает мяч и задает вопрос.

-Какое время года самое теплое?

-Какое время года наступает после лета?

-Угадай время года по описанию: «часто льют дожди, листья падают с деревьев, птицы улетают на юг».

-Какое время года самое холодное?

-Какое время года идет после зимы?

-Когда созревают ягоды?

-Всю землю снег покрывает летом?

-Перелетные птицы улетают весной?

-Первые листочки на деревьях распускаются зимой?

-Подснежники распускаются весной?

-Когда созревают ягоды?

-Листья желтеют и опадают весной?

-Когда прилетают с юга птицы?

Почемучкин Вот какие вы молодцы! Все знаете! Мне было очень интересно с вами играть! Сейчас мне пора, но мы обязательно еще встретимся и я знаю, что у каждого есть свое любимое время года и к следующей нашей встрече вы нарисуете рисунок о своем любимом времени года. До свиданья!

ТЕМА:«ПТИЦЫ»

Цели:

• активировать предметный и глагольный словарь по теме;

• развивать память, мышление, мелкую моторику рук;

• упражнять в определении первого звука в слове.

Оборудование:

Письмо от Почемучки, картинки с изображением птиц разных видов, лист с контурным изображением птиц, мяч, конверты с разрезными картинками, запись голосов птиц.

Ход игротеки:

Воспитатель: Ребята, я получила сегодня письмо, но оно необычное, зашифрованное. Прислал его нам наш знакомый-Почемучкин! Он написал небольшую записку. Ребята! Попробуйте расшифровать мое письмо и тогда вы узнаете, кто к вам придет в гости! (Почемучкин)

Дидактическая игра «Узнай по силуэту»

Дети узнают птиц по силуэту, называют какие это птицы- зимующие, перелетные, домашние.

Сколько птиц каждого вида, сосчитай!

Игра в кругу с мячом

Воспитатель: Каких птиц вы еще знаете? (сначала дети называют 5 любых птиц, затем задание усложняется-назови 5 перелетных птиц, 5 домашних, 5 зимующих, 5 плавающих и т. д.)

Воспитатель: Посмотрите на картинки и определите, какая птица лишняя и почему? (карточки)

Д\игра «Какая птица лишняя?»

Игра «Летят пичужки»

Раз, два, три-повернись-в птиц превратись

Я буду называть птиц, а вы выполнять соответствующие движения.

Перелетные птицы-замахать крыльями;

Зимующие-обнять себя руками;

Ночной-опустить голову на руки;

Дневной-прыгать на месте;

Домашней-сделать из рук «крышу домика»над головой;

Водоплавающей-поднять руки через стороны вверх.

На доску выставляются картинки с изображением разных птиц.

Д\игра «Определи звук»

Дети определяют 1 звук в названии птиц, ищут птиц, в названии которых есть такой звук.

Д\игра «Кто как передвигается?»

Перед детьми набор картинок, изображающих птиц. Дети по очереди берут картинку, рассказывают, как птица передвигается (среди птиц должны быть те, кто не летает-страус, пингвин).

Д\игра «Нарисуй портрет словами»

Воспитатель: Мы уже рисовали портреты. Что такое портреты? А можно нарисовать портрет словами? Давайте попробуем нарисовать словами портрет птиц, только не будем говоритьих название. Это будет портрет –загадка.

Д\игра «Стайки»

Выбирается водящий-злой орлан. Дети стоят в кругу, произносят слова, загибают пальцы.

Пой-ка, подпевай-ка

10 птичек-стайка:

Эта птичка-соловей,

Эта птичка-воробей,

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-коростель,

Эта птичка-скворушка,

Серенькое перышко.

Это-зяблик,

Это-стриж.

Это-развеселый чиж.

Ну а это-злой орлан.

Птички, птички-по домам!

Дети разбегаются, злой орлан старается кого-нибудь поймать.

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: Почемучкин прислал в своем письме игру «Разрезные картинки». Давайте соберем картинки.

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: у кого получились на картинке лесные птицы? Птицы севера? Жарких стран? Кто каких птиц еще собрал?

Сравните друг у друга своих птиц. Чем они похожи? Чем отличаются? (Работа в парах)

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушаем, как поют птицы (прослушивание аудиозаписи)

Тема: «Дикие животные»

Цели:

1. Расширять словарь по теме «Дикие животные»;

2. Упражнять в умении распознавать слова мужского и женского рода, в подборе родственных слов;

3. Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику руки.

Оборудование:

дерево, игра «Танграм», картинки с изображениями диких животных, лабиринты, карандаши, листы с изображением животных и их детенышей (по количеству, каска или шапочка лисы, картинки-путаницы «Кто чем питается».

Ход игротеки:

В- посмотрите, у нас появилось необычное дерево, на нем растут конвертики. Снимите каждый себе конвертик и посмотрите что в них?

Д- Геометрические фигуры и карточки.

В – Да это же игра «Танграм». Из геометрических фигур можно собрать разные предметы. Давайте соберем фигурки.

Игра «ТАНГРАМ».

В – Кто у вас получился? Как можно одним словом назвать лису, волка, кенгуру, зайца?

Д – дикие животные.

В- Где живет кенгуру, а лиса? Зебра. Слон, белый медведь?

Поиграем в игру «Лесной народ».

Я буду называть животных, вы будете хлопать, если услышите название диких животных.

Заяц, кот, волк, еж, лиса. Дятел, жираф, белка, курица, собака и т. д.

Дидактическая игра : «Закончи предложение»

У зайца длинные уши, а у лисы длинный … (хвост,

Лиса живет в норе, а медведь в … (берлоге,

Лиса тявкает, а волк … (воет) и т. д.

Дидактическая игра: «Найди пару»

Детям дают листы бумаги с наклеенными справа и слева животными и их детенышами. Нужно соединить животных маму и детеныша – линией.

Дидактическая игра: «Кто чем питается»

Карточки с запутанными линиями. (От животного к пище).

Слова могут быть «девочки и мальчики». Например: рысь – это девочка, про нее можно сказать – она. Лев – это мальчик, про него говорят – он.

Я предлагаю поиграть в игру «Он или она?». (Дети стоят по кругу, передают мяч). (Например: Лиса - она, медведь - он, еж- он, заяц- он, белка- она, слон- он, волк- он, зебра- она и т. д.)

Перед детьми выставляются карточки с изображениями диких животных. Воспитатель называет животных и просит подобрать, образовать от этого слова новые слова.

Игра «Образуй слово»

(Лиса - лисий, лисица, лисята и т. д.)

-Какие новые слова можно образовать от слова зверь? (Зверята, звериный и т. д.)

Подвижная игра «Лиса»

Лиса близко притаилась,

Лиса кустиком прикрылась,

Лиса носом повела,

Разбегайтесь кто - куда.

(Лиса ловит зайцев).

Игра «Подбери слово»

Педагог показывает схему слогового состава слова. Дети подбирают соответствующую картинку к каждой схеме. (Лиса, волк, белка и т. д.)

За ответы дети от героев получают фотографии животных.

Публикации по теме:

План непосредственно-образовательной коррекционной деятельности с детьми логопедической группы в детском саду Тема недели: «Временные понятия». День недели Непосредственно образовательная деятельность Интеграция с другими образовательными областями.

Развивающая игрушка — кукла-перевертыш «Времена года»Развивающая игрушка — кукла-перевертыш «Времена года» Кукла-перевертыш используется, как наглядный материал для ознакомления детей с временами года. Педагог, меняя кукле-перевертышу фартуки,.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры на закрепление лексических тем
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 14:03
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...