Картотека для педагогов и родителей «Специальные чистоговорки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 «ЛЕСОВИЧОК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

КАРТОТЕКА

составитель: старший воспитатель Меркулова Наталья Геннадьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КАРТОТЕКА

«СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ»

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.

Картотека «Специальные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.

Основной целью использования педагогом в работе с воспитанниками картотеки «Специальные чистоговорки» является не только пропаганда безопасного поведения и соблюдения правил дорожного движения на улицах и дорогах города, а так же формирование и совершенствование фонематического слуха, лексических и грамматических категорий у воспитанников дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления модуляцией голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать в процессе непосредственно – образовательной деятельности познавательного цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с воспитанниками, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Картотека «Специальные чистоговорки» включает в себя:

1. методические рекомендации для педагогов и родителей

2. подборку авторских чистоговорок по лексическим темам: «Улица. Город. Безопасность на дорогах», «Транспорт», «Специальная техника»

Цель: формирование и совершенствование

фонематического слуха

и лексико – грамматических категорий

Задачи:

• развивать восприятие темпа

• развивать восприятие ритма

• развивать речевое дыхание

• развивать навыки управления силой голоса

• отрабатывать силу и координацию воздушной струи

• отрабатывать модуляцию голоса

• отрабатывать правильный темп речи

• отрабатывать интонационную выразительность речи

• отрабатывать четкость дикции

• обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить все звуки в словах.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно

• постепенно ускорять или замедлять темп произношения

• выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса

• выделять паузами слово с закрепляемым звуком

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чуства ритма и рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.

Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,

арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

• меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом

• в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

«Улица. Город. Безопасность на дорогах»

ДА – ДА – ДА - большие города ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ - мы в городе живем ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ - улицы большие МА – МА – МА - в нашем городе дома

ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги

ОГИ – ОГИ – ОГИ - широкие дороги ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно стоять на дороге

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – машины едут по дороге

ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу

АСТЬ – АСТЬ – АСТЬ – осторожно, проезжая часть

ОВКА-ОВКА-ОВКА- у дороги остановка ОР – ОР – ОР - на перекрестке светофор

ОР – ОР – ОР – нам помогает светофор

ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор

АРЬ – АРЬ – АРЬ - на улице фонарь

РИ – РИ – РИ – у дороги фонари

БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы ДИ – ДИ – ДИ – у светофора дорогу переходи АЙ – АЙ – АЙ – правила пешехода соблюдай

АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила соблюдать

АТЬ – АТЬ – АТЬ – правила дороги надо знать

ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода

КО – КО – КО – по мосту переходить дорогу легко

ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – подземные переходы

ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – мы с вами пешеходы

АКИ – АКИ – АКИ – есть дорожные знаки

НЫ – НЫ – НЫ – дорожные знаки нужны ШИН – ШИН – ШИН – знаки для людей и для машин АТЬ – АТЬ – АТЬ – дорожные знаки важно знать ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – нельзя без инспектора на дороге

«Транспорт»

ИН – ИН – ИН – в городе много машин

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – по дорогам едут машины

НЫ – НЫ – НЫ – автомобили людям нужны

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль

ОЙ – ОЙ – ОЙ – грузовик большой ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге ЛИ – ЛИ – ЛИ - едут «Жигули»

АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай

ОВКИ – ОВКИ – ОВКИ – троллейбус у остановки

ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай

АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ - мы увидели «КамАЗы» ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ – мимо проезжают «ЗИЛЫ»

УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ - машины возят грузы

УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль

ЖИР – ЖИР – ЖИР - сел в автобус пассажир ОТУ – ОТУ – ОТУ – пассажиры едут на работу

ЦИКЛЫ – ЦИКЛЫ - ЦИКЛЫ – мчатся мотоциклы

ОГЕ - ОГЕ – ОГЕ – мопеды проезжают по дороге ПЕДЫ – ПЕДЫ – ПЕДЫ – вот велосипеды

ЦУ - ЦУ – ЦУ – машины едут по кольцу ОК – ОК – ОК – транспортный поток

ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

ШИН – ШИН – ШИН – раньше не было машин

ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – люди ездили на телеге

ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега

УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ – на телегах возили грузы

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – в телегу запрягали лошадей

РА – РА – РА – в поле трактора РА – РА – РА – землю пашут трактора

РОВ – РОВ – РОВ – в поле много тракторов

ВЕК – ВЕК – ВЕК – трактором управляет человек

РИСТ – РИСТ – РИСТ – веселый тракторист

ОЗЕР – ОЗЕР – ОЗЕР – вот шумит бульдозер

ЧИ – ЧИ – ЧИ – людям помогают тягачи АН – АН – АН – вот подъемный кран

АЕТ – АЕТ – АЕТ – экскаватор яму копает ИЛ – ИЛ – ИЛ - загрузили грузом «ЗИЛ»

ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем сидит шофер

ДЁТ – ДЁТ – ДЁТ - машину он ведёт

ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик

ХОД – ХОД – ХОД – белый теплоход

ХОД – ХОД – ХОД - огромный пароход

АН – АН – АН – на пароходе главный - капитан

ОРЕ – ОРЕ – ОРЕ – яхта вышла в море СА – СА – СА – у яхты паруса

РЯ – РЯ – РЯ - опускают якоря

РЯ – РЯ – РЯ – поднимают якоря АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ - плывут водолазы

КОВ – КОВ – КОВ – корабль моряков

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – на корабле матросы

ЛИ – ЛИ – ЛИ – военные корабли

УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – корабли военной службы

ОДКА – ОДКА – ОДКА – плывет подводная лодка

ОЙ – ОЙ – ОЙ – лодка под водой

РОК – РОК – РОК – для морских прогулок легкий катерок

ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – летят боевые самолеты

ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный истребитель

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – пассажирский самолет

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – дальний перелет

ЛОТ – ЛОТ – ЛОТ – самолетом управляет пилот

ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – летчик в самолете

ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси

ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – взлетают вертолеты

АМИ – АМИ – АМИ – вертолет летит над горами

ЛЕТ - ЛЕТ – ЛЕТ – военный вертолет

КАМИ – КАМИ – КАМИ – истребитель под облаками

ОЙ – ОЙ – ОЙ – самолет над головой

КО – КО – КО – самолеты высоко

АЮТ – АЮТ – АЮТ – самолеты быстро летают

АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты

ИТ– ИТ – ИТ – в космос ракета летит

КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета

ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ – спецавтомобиль

АЕТ – АЕТ – АЕТ – скорая помощь нам здоровье сохраняет

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – человека везут в больницу

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – скорая помощь мчится по дороге

ИНА – ИНА – ИНА – пожарная машина

АРЕ – АРЕ – АРЕ – такая машина нужна при пожаре

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – машина для спасения людей

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – милицейские машины

УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – едет дорожный патруль

ЭС – ЭС – ЭС – автомобили ДПС

УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – машины газовой службы

ОЗИТ – ОЗИТ – ОЗИТ – машина мебель перевозит

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ – машина развозит продукты

ДА – ДА – ДА – едут поезда

ОР – ОР – ОР – перед поездом семафор

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – поезд едет по железной дороге

ДА – ДА – ДА – электричке нужны провода

ЧИТ – ЧИТ – ЧИТ – поезд колесами по рельсам стучит

АВ – АВ – АВ – мчится грузовой состав

ДА – ДА – ДА – возят грузы поезда

НЕ – НЕ – НЕ – на поезде едут по стране АЛАМ - АЛАМ – АЛАМ – нельзя гулять по рельсам и шпалам

Похожие записи:

Оборудование логопедического уголка в старшей логопедической группе.

Путешествие по городу

Картотека для педагогов и родителей «Специальные чистоговорки»
Опубликовано: 13 сентября 2013 в 20:22
+5
Голосов: 5
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 9. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад