«Картотека игр для работы с картиной». Консультация для воспитателей

Ирина Агафонова
«Картотека игр для работы с картиной». Консультация для воспитателей

Выполнили педагоги высшей

квалификационной категории:

Иванцова Н. И.

Агафонова И. Е.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речии: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Это способствует созданию у дошкольников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей дошкольного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на занятиях и в свободной деятельности речевых игр очень привлекает и радует дошкольников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение. Я предлагаю вашему вниманию подборку игр, которую очень активно использую в своей работе

СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА

Цель: Формировать умение видеть необычное в знакомом, в привычном.

Обогащение речи эпитетами, метафорами, сравнениями.

Оснащение: сказочная птица, набор птичьих перышек, репродукция выбранной картины.

I вариант: Описание образов с помощью поэтического слова.

II вариант: Выделить объект по картине и сравнить его по какому-либо

характерному признаку с другим объектом: Царевна прекрасная, как цветок; снежинки кружатся, как балеринки.

Ход: Прилетела сказочная птица. Дети украшают её хвост словами- перышками.

БЕРЕЗКИ - МОДНИЦЫ

Цель: Обогащение речи метафорами, сравнениями, глаголами.

Оснащение: березки в разное время года, разноцветные бантики, репродукция выбранной картины.

I вариант: Умение описывать предмет, находя его существенные

признаки.

II вариант: Умение согласовывать существительные со словами-

действиями: листок кружится, дерево качается,.

Ход: Дети наряжают березку бантиками-словечками.

ЦВЕТЫ НАСТРОЕНИЯ

Цель: Развитие эмоционального чувственного мира и. передача его словом.

Оснащение: сказочный образ цветов с разными настроениями, сказочный образ бабочек с разными настроениями, эльфы.

I вариант: Подбор эпитетов к объекту: добрая, красивая, улыбчивая,

II вариант: Нюансы смысла слова: грустный, печальный,.

Ход: Словечки-эльфы летят к цветам-эмоциям, в зависимости от поставленной задачи.

ОГОРОД НАСТРОЕНИЙ

Цель: Способствовать развитию понимания эмоций и чувств у себя и у других. Учить умению делиться своими впечатлениями, передавать эмоции точным словом.

Оснащение: сказочные образы овощей, пиктограммы настроений,

словечки-человечки, репродукция выбранной картины.

I вариант: Кто такой же?

Кто кому понравится?

II вариант: Кто с кем подружится? И почему? (добрый, ласковый,

нежный,.)

ДИАЛОГИ УМНОЙ И БОЛТЛИВОЙ ВОРОН

Цель: Поддерживать интерес и мотивировать детей к заданию

вопросов. Образно-эстетическая характеристика предмета, явления. Работа над умением строить предложения разных типов.

Оснащение: герои- Умная Ворона и Болтливая Ворона, репродукция выбранной картины.

I вариант: Определение места действия и разворачивающихся событий.

II вариант: Выделение объектов по картине и их характеристика.

Ход: Дети берут на себя роль этих героев и от их лица задают вопросы:

р

Где они оказались? Что они увидели? Что их заинтересовало? Что удивило?.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:

«ТУЧКА ПО НЕБУ ГУЛЯЛА, СЛОВА В КАПЕЛЬКАХ РОНЯЛА.»

Цель: Активизировать словарь детей синонимами и антонимами.

Использовать слова в распространенном предложении при составлении рассказов на заданную тему.

Оснащение: кукла-игрушка Мудрая Сова, разноцветные зонтики, слова-капельки.

Ход игры:

Мудрая Сова прилетает к веселой Тучке. Она предлагает детям поиграть с необычной тучкой, у которой капельки-слова одинаковые по значению, но разные по звучанию, а также слова с противоположным значением. Каждая капелька - слово.

Мудрая Сова предлагает придумать рассказ на осеннюю тематику с использованием названных слов в распространенных предложениях.

Выигрывает тот ребенок, который наберет больше слов- капелек на свой зонтик и придумает интересный рассказ с красивыми предложениями.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:

«СЛОВЕЧКИ - ЧЕЛОВЕЧКИ»

Цель:

- Активно оперировать словами одной тематики: мороз, снег, метель, иней, снежинка, буран, вьюга.

- Однокоренными словами: мороз, морозец, заморозки, морозный, морозилка, заморозить, приморозить, отморозить, разморозить,.

- Определять и называть цветовую гамму - предметы, окрашенные в теплые и холодные тона.

Оснащение: кукла-игрушка Хоха, волчок, картонные словечки- человечки двух цветов. Красные - слова одной тематики, синие - однокоренные слова.

Ход игры:

Хоха предлагает детям разбудить спящих во дворце человечков и расселить их по разным залам. Словечки-человечки красного цвета надо поселить в залы, где есть предметы, окрашенные в теплую цветовую гамму, а словечки-человечки синего цвета, где есть предметы холодной цветовой гаммы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:

«ПОХОЖИЕ СЛОВА»

Цель: Уметь подбирать слова-синонимы:

а)глаголы, например, к слову «бегать»,

б)прилагательные, например, к слову «берёза»,

в)наречия, например, к слову «хорошо».

Оснащение: кукла-игрушка Мудрослов, набор картинок

Ход игры:

Дракон Мудрослов называет слово и предлагает детям подобрать к нему слова, которые обозначают одно и то же действие, но звучат по-разному. Например: бегать - носиться, мчаться, убегать, удирать, улепетывать.

Дракон Мудрослов вносит картину или предмет и предлагает детям обозначить его словом и подобрать к нему слова-описания, близкие по смыслу. Например: берёза - белоствольная, стройная, гибкая, золотая, изумительная, веселая.

Дракон Мудрослов предлагает детям рассмотреть набор иллюстраций и выбрать среди них картинки, которые обозначают хорошие поступки. Подобрать к слову «хорошо» слова-синонимы. Например: хорошо - чудесно, изумительно, прекрасно, удивительно, восхитительно.

Все слова Дракон Мудрослов разбирает вместе с детьми и определяет, удачно ли подобрано слово или нет. За удачно подобранное слово ребенок получает фишку. Побеждает тот ребенок, который больше набрал фишек.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ. СЕРИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.

Цель: Продолжать формировать элементарные знания и

представления о сюжете, его развитии, о композиции повествования (экспозиции, завязке, кульминации, развязке).

Поддерживать и вызывать интерес к эмоциональному осмыслению идеи картины, к мотивированной оценке характера героев.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ

Цель: Вызывать к непринуждённым свободным высказываниям. Эмоционально воспринимать, осмысливать характер и поступки героев, делая словесные зарисовки, поощрять речевое фантазирование, пополнять и активизировать словарь.

Формировать умение пользоваться яркой образной речью.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО НАБОРУ ОТДЕЛЬНЫХ КАРТИНОК

Цель: Учить детей составлять рассказ по набору отдельных картинок, объединяя единым содержанием. Используя набор картинок по заданной теме, составлять как можно больше осмысленных предложений.

СЕРИИ КАРТИНОК: «А ЧТО ДАЛЬШЕ?»

Цель: Способствовать пониманию смысла и содержания

картинок. При составлении рассказа способствовать формированию объяснительной и доказательной речи, предоставляя ребенку возможность реализовать свои знания путем высказывания собственного мнения. Поощрять образное мышление и речевое творчество ребенка.

Продолжать учить составлять конец к рассказу, не нарушая сюжетной линии.

РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК

Цель: Продолжать учить составлять рассказ-описание, придумывая характеристику их облика. В случае затруднения предлагать модель-схему. Упражнять в умении располагать слова в предложении в логической последовательности, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Стимулировать употребление эпитетов, сравнений.

РАССКАЗЫ С ОПОРОЙ НА ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ В ДЕФОРМИРОВАННОМ ТЕКСТЕ.

Цель: Учить детей последовательному рассказу с опорой на предметные картинки в деформированном тексте. Совершенствовать умение пользоваться разными видами предложений: простыми, сложносочинёнными, сложноподчиненными.

Закреплять умение согласовывать слова в предложении, в роде, числе и падеже.

Публикации по теме:

Девиз нашего ДОУ " КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ЗДЕСЬ ЛАСКУ, КАЖДОГО ВСТРЕТЯТ ТЕПЛО И УЮТ. КАЖДУЮ ДЕВОЧКУ. КАЖДОГО МАЛЬЧИКА ЗДЕСЬ УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ" Мы стараемся.

Спешу поделиться радостью: моя аттестация прошла успешно!!!Спешу поделиться радостью: моя аттестация прошла успешно!!! Вчера у меня произошло неожиданное и приятное событие: я получила подтверждение высшей квалификационной категории. Вчера в АППО я получила.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Тело, организм, эмоции
  • Игрушки
Автор публикации:
«Картотека игр для работы с картиной». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 19:16
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний топиарий — мое творчество
Всем доброе воскресное утро, а у кого-то уже и день. Сегодня уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию новогодние топиарии, на мой взгляд...
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...