Картотека логопедических игр с элементами ТРИЗ

Анастасия Трубицина
Картотека логопедических игр с элементами ТРИЗ

Трубицина Анастасия Сергеевна

учитель-логопед МБДОУ Детский сад «Солнышко», г. Тамбов

Наверное, каждый педагог рано или поздно двигается по пути творческого поиска. Этого требуют от него современные реалии.

Работа учителя-логопеда дошкольной организации не является исключением. Помимо специфических коррекционных, логопед должен решать задачи, направленные на развитие личности ребенка в целом. Однако добиться этого с помощью традиционных приемов работы не всегда является возможным. Поэтому поиски наиболее эффективных приемов и методов коррекции речи привели меня к изучению ТРИЗ – технологии (Теория Решения Изобретательских задач, созданной Г. С. Альтшулером еще в советские годы и не потерявшие свою актуальность и сегодня.

ТРИЗ – это система игр, упражнений, заданий, использование которых в образовательном процессе дошкольной организации, дает возможность педагогам максимально увеличить эффективность усвоения основной образовательной программы.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем», что дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, приучает детей нестандартно мыслить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.

В арсенале ТРИЗ существует огромное количество различных методов и приемов. Но, к сожалению, не все предложенные методы логопеды могут использовать в своей коррекционной работе. Но некоторые игры очень эффективно помогают решить коррекционные задачи, из них и сложилась небольшая картотека игр с элементами ТРИЗ.

Игры для развития лексико-грамматической стороны речи.

Игра: «Слово за слово» или «Поезд»

Суть игры заключается в подборе слов существительных или прилагательных, сходных по каким-либо качествам. Своими ответами дети составляют своеобразные вагончики, соединенные между собой. (Например, исходное слово «Зима» - какая?-Снежная, холодная, морозная, серебряная. - А что ещё бывает серебряным? - Кольцо, цепочка, часы. - А какие бывают часы? - Наручные, напольные, ходики, песочные … и т. п.)

Игра «Один – много»

Суть игры - находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много» и употреблять слова существительные в родительном падеже. (Например: Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) и т. п.)

Игра «Префиксы»

(Игра подходит для читающих детей) Цель игры - научить комбинировать слова с префиксами, получая новые интересные слова, придумывая рассказы.

На доске пишутся с левой стороны префиксы (аэро, мото, недо, само, аква, супер, авиа анти и т. д.) а с правой любые объекты (можно в картинках: поезд, стул, молоток, диван, сыр). Затем по примеру педагога дети присоединяют префикс к желаемому слову: автомолоток, супердиван и т. п. Далее дети обсуждают все интересные слова и называют их положительные и отрицательные стороны

Игры для автоматизации звуков

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка перевернутых карточек с картинками на нужный звук. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Антилогическое лото»

Для игры понадобятся две группы карточек с картинками на автоматизируемый звук. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Логопед поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладывают их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и ха каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т. д.

Игра «Запоминай-ка»

Для игры подбираются предметные картинки на автоматизируемый звук. Логопед перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от пяти до двадцати (возможно и более) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее.

Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде и т. д.

После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (или сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т. д. Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т. д.

Игры для развития связной речи.

В связной речи отражаются все особенности недоразвития высших психических функций, лексики, грамматики, фонетики. Развернутые смысловые высказывания детей с речевыми нарушениями отмечаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Для детей подчас бывает очень затруднительно составить небольшой описательный рассказ об объекте, еще более трудно дается им составление творческих рассказов.

Т. к. развитие связной речи - достаточно обширная и сложная задача, требующая поэтапного решения, мне бы хотелось остановиться лишь на некоторых приемах обучения творческим рассказам.

Игра «Сказка про самого себя»

Суть игры заключается в том, чтобы ребенок составил сказку о самом себе, наделив себя каким-либо волшебными свойствами и умениями. Это позволяет ребенку раскрепоститься и перенести на себя умения уже известных из привычных сказок героев и предметов, которые им наиболее интересны и которыми им хочется владеть.

Игра «Коллаж из сказок»

Группе детей раздаются 5 карточек с героями сказок. Задача команды: придумать новую сказку с этими героями. Возможно, в сказке изменятся не только истории героев, но и их характеры. Придумывая сюжет новой сказки, дети самостоятельно продумывают весь ход истории и диалоги героев, что позволяет развить связную диалогическую и монологическую речь.

Игра «А что потом?»

Дети прослушивают начало какой-либо новой сказки, с обрыванием сюжета на каком-то интересном месте. А затем им предлагается придумать свое продолжение истории.

Кольца Луллия.

Хочется поделиться еще одной находкой в области ТРИЗ технологии – Круги (кольца) Луллия. Это пособие, созданное еще в 13 веке французским монахом Раймондом Луллия, в виде дисков разного диаметра нанизанных на общий стержень по типу пирамидки. Все эти диски подвижны и разделены на сектора от 4 до 8. При свободном вращении эти сектора совпадают, образуя какое-либо задание для ребенка.

Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Однако, учитывая особенности детей дошкольного возраста, для своей работы я выбрала другую модификацию этого пособия в виде старого проигрывателя с двумя пластинками, в коробочке с окошком. Это позволяет сосредоточить внимание детей на конкретном задании и не отвлекаться на другие картинки и задания.

По своему желанию педагог может создать систему игровых упражнений для индивидуальных логопедических занятий с использованием кругов Луллия. С помощью этого пособия удобно закреплять произношение поставленных звуков в речи, а также развивать фонематические процессы (восприятие, представления, анализ и синтез). Например: Ребенку дается задание: 1)«Найди место звука в слове» (ребенок подбирает к выпавшей картинке соответствующую схему; 2)«Объедини картинки, сходные по звучанию» (Рак-лак, мишка-миска); 3) «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: санки – шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф.)

«Волшебный поясок»

Это версия известной во всем мире игры «ДА-НЕТКА». Маленькие дети еще не умеют правильно строить предложения и задавать вопросы. Помочь справиться с этим сможет игра "Волшебный поясок", созданная для детей в возрасте от 4 до 8 лет. В игровой комплект входит поясок с десятью кармашками, 50 тематических карточек и методические рекомендации, которые научать правильно работать с этим игровым пособием.

Данное пособие используют в практике как для обучения детей связным высказываниям, загадыванию несложных загадок, так и для развития фонематических процессов и закрепления правильного звукопроизношения, добавляя в комплект свои картинки на необходимый мне звук, а также изображения букв. (Например, ребенок загадывает какое-либо слово-картинку и дает другим участникам игры задание: «Отгадайте слово, которое начинается на звук «ш» (в поясок выставляется буква ш, оно легкое, как облако (на пояске выставляется картинка облака, круглое, как мяч и имеет хвостик, как кошка» (воздушный шар).

Проанализировав небольшой опыт в данной практике, делаю вывод, что использование в логопедии элементы ТРИЗ дает неплохие результаты:

• дети начинают свободно фантазировать, ищут новые нетрадиционные решения поставленных задач, не боятся ошибок и нестандартных решений;

• у детей наблюдается повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что делает работу по закреплению каких-либо навыков более эффективной;

• использование индивидуальных пособий позволило более точно выявить уровень знаний и возможностей каждого ребенка и, соответственно, спланировать дальнейшую коррекционную работу.

Публикации по теме:

Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы. Палитра логопедических игр Игра – основной метод коррекционно-развивающей работы. Палитра логопедических игр. С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин.

Игровое пособие «Буквополия» для организации логопедических игр с воспитанниками старшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Буквополия» для организации логопедических игр с воспитанниками старшего дошкольного возраста Игровое пособие предназначено для организации логопедических игр с воспитанниками старшего дошкольного возраста, в рамках освоения содержания.

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы. Игра «Раньше - позже» (со средней группы)Цель: учить определять.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Весна
  • Лето
Автор публикации:
Картотека логопедических игр с элементами ТРИЗ
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 21:48
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о занятии по пластилинографии в старшей специальной группе «Карандаш...
А у нас скоро выпускной, в следующую среду мои дети будут танцевать первый вальс и прощаться с садом. Грустно и тепло на душе одновременно. Кажется...
Идея для пригласительных открыток на выпускной бал
Вот и подходит к завершению очередной учебный год. А для меня и моих старших ребят он запомнится еще и прощанием с детским садом! Весь год мы активно...
Мастер-класс по изготовлению тюльпана из бумаги в технике «Оригами»
Тюльпан является символом чистой любви, верности и нежности. Появление первых тюльпанов на клумбах развеивает в воздухе весеннее настроение. Но, увы,...
Фотоотчет о посещении бассейна в детском саду
Все мы с вами знаем то, что плавание полезно в любом возрасте. Ну а для развивающегося детского организма нельзя придумать ничего лучше, чем регулярные...
Использование картонных втулок для творческой деятельности
Картонные втулки ( тубусы или рулончики) можно встретить в бумажных полотенцах, туалетной бумаге, фольге, скотче и т. д. Как и любой бросовый материал,...