Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 1)

Татьяна Григорьева
Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 1)

Старшая группа

Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский:

Увертюра

Вальс снежных хлопьев

Марш

Вальс цветов

Финальный вальс

Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковский:

Марш деревянных солдатиков

Болезнь куклы

Новая кукла

Игра в лошадки

Нянина сказка

Вальс

Полька

Сладкая грёза

Мазурка

Русская песня

Итальянская песня

Утренняя молитва

Французская песня

В церкви

Немецкая песня

Баба яга

Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский: Увертюра, Вальс снежных хлопьев, Марш, Вальс цветов, Финальный вальс.

Задачи: ознакомление с творчеством композитора П. И. Чайковского, развитие Эмоциональной отзывчивости на музыку, её красоту, образность.

Увертюра. Характер – нежный, сказочный.

Методические приёмы: Использование иллюстраций к сказке «Щелкунчик», предварительная беседа, эмоциональный настрой.

Примерный конспект-беседа

Я принесла замечательную книгу. Вы, конечно, любите сказки, вам их читают и дома, и в детском саду. Любят сказки и композиторы. Они сочиняют музыку на различные сказочные сюжеты. И тогда получаются балеты-сказки или оперы-сказки. Что такое балет?

Дети: Это когда танцуют.

Правильно, в балете все чувства, события, действия выражают движением, танцем. Речь не нужна – ею является движение. Актёры не говорят, а танцуют. Сегодня мы будем слушать музыку из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Но сначала представим тихую новогоднюю ночь, наряженную ёлку. В тишине новогодней ночи случаются иногда таинственные истории: маленькие куклы, дамы, кавалеры, принцессы и королевичи, птицы, зверюшки – все сказочные герои, все игрушки, которые висели на ёлке, оживают и начинают танцевать.

Слушание увертюры

Музыка нежная, воздушная, мелодичная, звучит сказочно.

Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Финальный вальс

Задачи: закрепление знаний о жанре вальса, умение сравнивать пьесы одного жанра, но разные по характеру.

Примерный план-конспект по ознакомлению с данными произведениями

Что такое балет?

Дети: Это такой музыкальный спектакль, где все танцуют.

Верно. Сегодня мы послушаем три вальса из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Первый – это Вальс снежных хлопьев. Он звучит в балете, когда принц приглашает Мари посетить его сказочное королевство. Они отправляются в путь и попадают в зимний заснеженный лес.

Слушание вальса.

Как звучит вальс снежных хлопьев?

Дети: Легко, нежно, но и тревожно, слышно, как ветер кружит снежинки.

Да, музыка изображает сказочный зимний лес, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок. А настроение слегка встревоженное (чувствуется смятение, порыв, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолевают все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные свирели и флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы струн арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки.

Фрагмент звучит повторно.

Мари и принц пришли в сказочную страну. В их честь был устроен праздник. Зазвучал Вальс цветов

Звучит Вальс цветов

Какой он?

Дети: ласковый, милый, нежный, праздничный.

Да, во вступлении слышна нежная арфа. Мелодия звучит то призывно (валторны, то ласково, плавно (скрипки). Она полна радости, восторга, красоты.

Фрагмент звучит повторно

В финале балета звучит ещё один вальс

Слушание Финального вальса

Какой характер этого вальса?

Дети: праздничный, торжественный, яркий

Он самый радостный из всех вальсов. Звучит ярко, пышно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. Мелодию вальса струнные инструменты играют ликующе. В средней части, прислушайтесь, радостно, волшебно переливаются, позванивая колокольчики!

Звучит запись

Давайте попробуем исполнить эту часть в оркестре - на колокольчиках и треугольнике.

Дети исполняют фрагмент в ансамбле.

Можно также выполнить творческое задание – станцевать парами.

Марш из балета «Щелкунчик», Марш деревянных солдатиков П. И. Чайковский

Характер – весёлый, шуточный, радостный

Методические приёмы: беседа о характере произведений, использование творческого задания

Слушание марша из балета «Щелкунчик» (после предварительной беседы об этом балете)

Какой марш по характеру?

Дети: весёлый, шуточный, радостный.

Он напоминает игрушечный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Перекликается с другим маршем П. И. Чайковского из «Детского альбома» - Маршем деревянных солдатиков, который вы уже слушали

Звучит фрагмент Марша деревянных солдатиков

Чем Марш из балета «Щелкунчик» похож на Марш деревянных солдатиков?

Дети: они чёткие, отрывистые, игрушечные

В Марше деревянных солдатиков мы слышим, как они шагают – смело, легко, ведь они деревянные, игрушечные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком, то на большом барабане (исполняется фрагмент). В Марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, лёгкость (исполняется фрагмент).

Затем предлагается сыграть марш на дудочках и барабанах.

Творческое задание: изобразить деревянных солдатиков – как? Подскажет музыка.

Цикл интегрированных занятий по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Название занятия Программное

содержание Материал Методы и приёмы Примечание

Балет «Щелкунчик» 1 действие Познакомить детей с историей создания и содержанием балета. Познакомить с музыкальными фрагментами и вызвать интерес к балету Портрет композитора, либретто балета. Иллюстрации, фото, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность В свободное время закрепить материал занятия, используя либретто. Иллюстрации.

Балет «Щелкунчик» 2 действие Напомнить детям при помощи вопросов и ответов содержание 1 действия балета. Познакомить с содержанием 2 действия. Дать представление о добре и зле. Либретто балета, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность. В свободное время закрепить материал занятия. Слушать с детьми фрагменты балета.

Слушание фрагментов музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Продолжать учить детей слушать музыку, определять характер, настроение музыки и рассказывать о ней. Аудиозаписи, видео-фильм «Щелкунчик» Беседа, уточнение, творческие задания. Продолжать слушать музыку из балета

Занятие по изготовлению панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Сделать с детьми панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Бумага, краски, клей. Показ, объяснение, уточнение. Предварительно объяснить, что такое панно, как будем его делать.

После полного ознакомления с музыкой из балета провести игру «Угадай-ка». Детям предлагается отгадать по звучанию название фрагментов. Затем дети сами называют, что они хотели бы послушать

Публикации по теме:

«Зимнее настроение» (конспект из цикла занятий по слушанию музыки) «ЗИМНЕЕ НАСТРОЕНИЕ» (конспект из цикла занятий по слушанию музыки с использованием мультимедиа аппаратуры «В гостях у Феи Музыки») Оборудование:.

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 1)
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 18:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....