Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 1)

Татьяна Григорьева
Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 1)

Старшая группа

Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский:

Увертюра

Вальс снежных хлопьев

Марш

Вальс цветов

Финальный вальс

Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковский:

Марш деревянных солдатиков

Болезнь куклы

Новая кукла

Игра в лошадки

Нянина сказка

Вальс

Полька

Сладкая грёза

Мазурка

Русская песня

Итальянская песня

Утренняя молитва

Французская песня

В церкви

Немецкая песня

Баба яга

Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский: Увертюра, Вальс снежных хлопьев, Марш, Вальс цветов, Финальный вальс.

Задачи: ознакомление с творчеством композитора П. И. Чайковского, развитие Эмоциональной отзывчивости на музыку, её красоту, образность.

Увертюра. Характер – нежный, сказочный.

Методические приёмы: Использование иллюстраций к сказке «Щелкунчик», предварительная беседа, эмоциональный настрой.

Примерный конспект-беседа

Я принесла замечательную книгу. Вы, конечно, любите сказки, вам их читают и дома, и в детском саду. Любят сказки и композиторы. Они сочиняют музыку на различные сказочные сюжеты. И тогда получаются балеты-сказки или оперы-сказки. Что такое балет?

Дети: Это когда танцуют.

Правильно, в балете все чувства, события, действия выражают движением, танцем. Речь не нужна – ею является движение. Актёры не говорят, а танцуют. Сегодня мы будем слушать музыку из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Но сначала представим тихую новогоднюю ночь, наряженную ёлку. В тишине новогодней ночи случаются иногда таинственные истории: маленькие куклы, дамы, кавалеры, принцессы и королевичи, птицы, зверюшки – все сказочные герои, все игрушки, которые висели на ёлке, оживают и начинают танцевать.

Слушание увертюры

Музыка нежная, воздушная, мелодичная, звучит сказочно.

Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Финальный вальс

Задачи: закрепление знаний о жанре вальса, умение сравнивать пьесы одного жанра, но разные по характеру.

Примерный план-конспект по ознакомлению с данными произведениями

Что такое балет?

Дети: Это такой музыкальный спектакль, где все танцуют.

Верно. Сегодня мы послушаем три вальса из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Первый – это Вальс снежных хлопьев. Он звучит в балете, когда принц приглашает Мари посетить его сказочное королевство. Они отправляются в путь и попадают в зимний заснеженный лес.

Слушание вальса.

Как звучит вальс снежных хлопьев?

Дети: Легко, нежно, но и тревожно, слышно, как ветер кружит снежинки.

Да, музыка изображает сказочный зимний лес, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок. А настроение слегка встревоженное (чувствуется смятение, порыв, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолевают все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные свирели и флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы струн арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки.

Фрагмент звучит повторно.

Мари и принц пришли в сказочную страну. В их честь был устроен праздник. Зазвучал Вальс цветов

Звучит Вальс цветов

Какой он?

Дети: ласковый, милый, нежный, праздничный.

Да, во вступлении слышна нежная арфа. Мелодия звучит то призывно (валторны, то ласково, плавно (скрипки). Она полна радости, восторга, красоты.

Фрагмент звучит повторно

В финале балета звучит ещё один вальс

Слушание Финального вальса

Какой характер этого вальса?

Дети: праздничный, торжественный, яркий

Он самый радостный из всех вальсов. Звучит ярко, пышно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. Мелодию вальса струнные инструменты играют ликующе. В средней части, прислушайтесь, радостно, волшебно переливаются, позванивая колокольчики!

Звучит запись

Давайте попробуем исполнить эту часть в оркестре - на колокольчиках и треугольнике.

Дети исполняют фрагмент в ансамбле.

Можно также выполнить творческое задание – станцевать парами.

Марш из балета «Щелкунчик», Марш деревянных солдатиков П. И. Чайковский

Характер – весёлый, шуточный, радостный

Методические приёмы: беседа о характере произведений, использование творческого задания

Слушание марша из балета «Щелкунчик» (после предварительной беседы об этом балете)

Какой марш по характеру?

Дети: весёлый, шуточный, радостный.

Он напоминает игрушечный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Перекликается с другим маршем П. И. Чайковского из «Детского альбома» - Маршем деревянных солдатиков, который вы уже слушали

Звучит фрагмент Марша деревянных солдатиков

Чем Марш из балета «Щелкунчик» похож на Марш деревянных солдатиков?

Дети: они чёткие, отрывистые, игрушечные

В Марше деревянных солдатиков мы слышим, как они шагают – смело, легко, ведь они деревянные, игрушечные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком, то на большом барабане (исполняется фрагмент). В Марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, лёгкость (исполняется фрагмент).

Затем предлагается сыграть марш на дудочках и барабанах.

Творческое задание: изобразить деревянных солдатиков – как? Подскажет музыка.

Цикл интегрированных занятий по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Название занятия Программное

содержание Материал Методы и приёмы Примечание

Балет «Щелкунчик» 1 действие Познакомить детей с историей создания и содержанием балета. Познакомить с музыкальными фрагментами и вызвать интерес к балету Портрет композитора, либретто балета. Иллюстрации, фото, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность В свободное время закрепить материал занятия, используя либретто. Иллюстрации.

Балет «Щелкунчик» 2 действие Напомнить детям при помощи вопросов и ответов содержание 1 действия балета. Познакомить с содержанием 2 действия. Дать представление о добре и зле. Либретто балета, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность. В свободное время закрепить материал занятия. Слушать с детьми фрагменты балета.

Слушание фрагментов музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Продолжать учить детей слушать музыку, определять характер, настроение музыки и рассказывать о ней. Аудиозаписи, видео-фильм «Щелкунчик» Беседа, уточнение, творческие задания. Продолжать слушать музыку из балета

Занятие по изготовлению панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Сделать с детьми панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Бумага, краски, клей. Показ, объяснение, уточнение. Предварительно объяснить, что такое панно, как будем его делать.

После полного ознакомления с музыкой из балета провести игру «Угадай-ка». Детям предлагается отгадать по звучанию название фрагментов. Затем дети сами называют, что они хотели бы послушать

Публикации по теме:

«Зимнее настроение» (конспект из цикла занятий по слушанию музыки) «ЗИМНЕЕ НАСТРОЕНИЕ» (конспект из цикла занятий по слушанию музыки с использованием мультимедиа аппаратуры «В гостях у Феи Музыки») Оборудование:.

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 1)
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 18:06
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...