Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы

Наталья Николаевна Шумеева
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы

Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

1. СЕМЬЯ

Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки

Все такие нужные!

Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики».

2. «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

3. «Одежда»

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

4. Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду -сложите руку в кулак и покрутитекулаком.

И упало прямо в воду – бульк!-уроните руку вниз.

5. «Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

6. «Ягоды»

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

7. Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней, -машем открытыми ладошкамивверх – вниз.

Будет травка зеленей, -ставим на стол открытые ладошкирастопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! -свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

8. «Посуда»

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

9. «Домашние животные»

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

10. Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!-изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!-разводим руками в стороны и пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,-изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!-опять одной рукой изображаем жука,а второй – листик, под который и залетает жук.

11. «Овощи - фрукты»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

12. НАША БАБУШКА

Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками

И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки

Села тихо в уголочек положить руки на колени,

Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

И клубочки разбросали.

Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение

Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах»

13. «Зима»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

14. Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом. - изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.

15. «Детёныши домашних животных»

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола отсебя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

16. Кораблик

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка. - Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки, только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

17. «Овощи»

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

18. Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу -разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу. -ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, -машем пальчиками обеих рук,«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели. -указательный и средний палец –

19. «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

20. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы

Вышли пальчики гулять выполнять «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять сжать руки в кулаки.

21. Отличные пшеничные.

(Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные пироги отличные. Одну ладонь кладём на другую,потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные? Две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора. По очереди загибаем пальцы,

начиная с большого.

И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже. Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы,- изображаем руками, как месят тесто.

Сахар не забыли мы, -сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные в печку посадили мы. Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит, наша мама говорит:

- Крошки, что останутся, воробью достанутся. Изображаем, как воробей клюёт крошки –указательным пальцем одной руки с ладони другой руки.

22. «Продукты питания»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

23. «Осень»

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

24. Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь- стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж. - машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький. Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются».

А на лапке маленькой сапожочек аленький. Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал и головкою кивал. Машем «крыльями», киваем головой.

25. ТИКИ – ТАК

Тики–так, тики-так, указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать

Так часики стучат ими вправо-влево.

Туки-так, туки-так, пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг

Так колёса стучат. к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.

Туки-ток, туки-ток сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

Так стучит молоток.

26. Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.

Не дай дождичка, -машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко. -ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать, В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы напевая песенку.

Нужно солнышко – колоколнышко! Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, -изображаем солнышко.

27. «Грибы»

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

28. Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост, -изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова, остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост. -показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится, Две ладони оставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.

29. «Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения «помешиваем чай».)

30. «Новогодний праздник»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

31. КОТ МУРЛЫКА

Вот кот Мурлыка ходит лёгкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

Он всё за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись погрозить пальчиком левой, затем правой руки.

Смотри коту не попадись. сделать резкое движение пальцами обеих рук,

Сказать «мяу» и сжать пальцы в кулаки.

32. КОЗА

Идет коза рогатая средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты,

Идет коза бодатая большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы

Выставлены вперед. Покачивать кистями рук.

Ножками топ-топ пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку

Глазками хлоп-хлоп. Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу.

Резкими движениями соединять большой палец с остальными.

Кто кашу не есть.

Кто молоко не пьёт погрозить указательным пальцем

Того забодаю, забодаю! Выполнить первое движение «коза».

33. ОВЕЧКИ

На лугу стоят овечки, указательные пальцы приложить к голове в области виска

Сделать маленькие рожки, слегка покачать головой.

Шерсть закручена поочередно соединять с большим пальцем указательный,

в колечки средний, безымянный и мизинец (двумя руками)

А играет для овечек имитировать игру на дудочке.

На свирели человечек.

34. «Алые цветки»

Наши алые цветки Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы.

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

Головой качают.

35. Мы варили суп

Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп (потираем ладошки)

Получилась каша (потираем ладошки)

То-то горе наше (хватаемся за голову)

Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)

А оно ни с места (удерживаем руки в покое)

Замесили на дрожжах (снова стучим)

Не удержишь на вожжах! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

36. Колобок

Жил-был колобок (хлопки в ладоши)

Колобок печеный бок (показать ладони соединить в круг)

И от дедушки, и от бабушки (показать одну ладонь, затем другую ладонь)

Покатился колобок (круговое вращение руками)

Покатился колобок – видит заинька идет (зайкины ушки)

И от заиньки косого, укатился колобок

Покатился колобок – видит волк, зубами щелк (краб)

И от злого, злого волка

Покатился колобок

Покатился колобок – видит Мишенька идет

(покачаться влево, вправо)

И от мишки косолапого

Укатился колобок

Покатился колобок -видит лисонька идет (лиса)

Но от злой и жадной лиски колобок уйти не смог.

Лиса его ам и съела.

37. Шли по лесу мы зимой

Шли по лесу мы зимой (шагаем по кругу)

Волк на встречу, ой-ой-ой (краб руками)

Быстро прячемся в сугроб (присесть на корточки, руки вверх горкой)

В сугробе холодно, бр-бр-бр (обнять руками за плечи)

Из сугроба – скок

Быстро прячемся в дупло (руки над головой)

Там сова угу-угу

Из дупла на утек (бег)

Быстро прячемся в берлогу, там медведь

Ты нас не трогай (присесть на корточки изобразить)

А медведь тихонько спит (руки под щекой)

Нас не слышит, и сапит Тс-тс-тс (на улыбке с-с-с)

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр для первой младшей группы Пальчиковые игры для 1 младшей группы «Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки, показывают кулачки.

Картотека пальчиковых игр для второй младшей группы Картотека пальчиковых игр для 2 младшей группы Подготовила воспитатель: Белавина Наталья Викторовна Яблочко. (Русская народная потешка).

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для средней группы Пальчиковая игра «Ягодки» Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики.

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для старшей группы Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон, и положительно действуют на кору головного.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Опубликовано: 19 марта 2018 в 07:19
+68Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о конкурсе «Умники и умницы».
Конкурс направлен на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, выявление одаренных, талантливых детей, обладающих...
Мастер-класс по изготовлению подставки для свечки в пасхальный кулич
Мастер – класс по изготовлению подставки для свечки в пасхальный кулич. Тема: «Подставка для свечки в пасхальный кулич». Цель: совершенствовать...
Конспект совместной образовательной деятельности на тему «Машины-помощники. Грузовая»
Сегодня представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности на тему «Машины-помощники. Грузовая», который разработали творческой...
Викторина «По страницам любимых сказок и мультфильмам» для дошкольников.
Викторина «По страницам любимых сказок и мультфильмам» Цель: Обобщить знания детей по сказкам. Задачи: 1. Закрепить и систематизировать знания детей...
Конспект НОД в старшей группе «Ты уникален, край Саратовский»
Венера Поминова Конспект НОД в старшей группе «Ты уникален, край Саратовский» Цель: Воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережного...