Лучший педагог года

Картотека речевых игр по обогащению словаря детей с помощью многозначных слов

Ирина Киселева
Картотека речевых игр по обогащению словаря детей с помощью многозначных слов

Игра 1. Что бывает острым?

Цель: познакомить с различными значениями слова "острый".

Назовите (нарисуйте) предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье, острые (ножницы, иглы).

Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»?

Дети отвечают.

Кто из вас остроумный?

Игра 2. Куда бежать?

Цель: познакомить с различными значениями слова "бежать".

Публикация «Картотека речевых игр по обогащению словаря детей с помощью многозначных слов» размещена в разделах

Взрослый загадывает загадки:

Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой.

Что это?

(Ветер)

Летом бежит, зимой спит.

Весна настала — опять побежала.

(Речка)

Кто за тобой бежит, а догнать не может.

(Тень)

Кто и что может бежать?

— Что делает мальчик?

Дети отвечают на вопросы:

— Бежит.

— Про кого еще можно сказать бежит?

Дети:

— Спортсмен, заяц.

— Как мы скажем про ручеек?

Дети:

— Бежит ручей.

— А как сказать по-другому?

Дети:

— Течет, журчит.

— Вода бежит из крана. Замените слово бежит.

Дети:

— Льется, течет.

— Про кого или что можно сказать бегут?

Дети:

— Спортсмены, облака.

— Как называют спортсмена, который занимается бегом?

Дети:

— Бегун.

— Прыжками?

Дети:

— Прыгун.

Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног».

Игра 3. Хвост

Цель: познакомить с различными значениями слова "хвост".

Взрослый загадывает загадки:

Нос стальной, а хвост льняной.

(Игла)

Под мостиком виляет хвостиком.

(Рыба)

Хвост узорами, сапоги со шпорами.

(Петух)

Утка в море, а хвост на заборе.

(Ковш)

Что еще мы называем словом «хвост»?

Дети:

— У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик.

Взрослый:

— Хвост крючком, а нос пятачком. Кто это?

Дети:

— Поросёнок.

Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»?

Какие выражения вам больше всего понравились?

Игра 4. Бить

Цель: познакомить с различными значениями слова "бить".

Материал: карточки, на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь.

Взрослый загадывает загадку:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко,

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч)

Закончите предложения.

Мальчик бьет. в барабан. Часы бьют. громко. Девочка разбила. чашку. Бьет фонтан. во дворе. Мальчик бьет ногой по мячу, он. забил мяч в ворота. Папа забивает гвоздь. в доску.

Взрослый показывает карточки с картинками:

— Что делает мальчик?

Дети:

— Бьет в барабан или барабанит.

— Что делают часы?

Дети:

— Часы бьют.

— Что случилось с чашкой?

Дети:

— Она разбилась.

— Что делает другой мальчик?

Дети:

— Играет в футбол, бьет по мячу, забивает гол в ворота.

— Что делает дядя?

Дети:

— Забивает гвоздь.

Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом».

Игра 5. Звонок — звонить

Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах.

Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится?

Дети:

— Про колокольчик, школьный звонок.

Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете?

Дети:

— Дверной, телефонный, велосипедный.

Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят?

Дети:

— Когда человек всем рассказывает о чем-либо.

Закончите пpeдложения. Варианты окончания приведены в скобках.

Звонит. (телефон). У велосипеда есть. (звонок). Дверь со звонком. (находится в доме).

Публикации по теме:

Картотека речевых игр «Речевые игры» В игре мы не спешили Ведь нас говорить учили Говорим теперь красиво, Смело и неторопливо Игра как ведущий вид деятельности.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека речевых игр — А «Подготовительные игры» Картотека речевых игр ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному.

Картотека речевых игр — Б «Кто больше слов придумает?» № 38 Кто больше слов придумает? Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Мяч, фанты. Описание игры. Педагог.

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (3–4 года) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Достань нос язычком • Любопытная змейка (острый язычок).

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Достань нос язычком • Любопытная змейка (острый язычок).

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (5–6 лет) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать.

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (5–6 лет) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать.

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (младшая группа) Младший дошкольный возраст (2-3 года) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Достань нос язычком.

Картотека творческих речевых игр Игра – привычный и любимый вид деятельности для детей дошкольного возраста. Творческая речевая игра способствует созданию у детей эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по обогащению словаря детей с помощью многозначных слов
Опубликовано: 21 марта 2018 в 22:59
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД