Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)

Ирина Малиновская
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)

Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи.

Тема: «Обувь».

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)

1. Пальчиковая игра «Сколько обуви у нас?»

Посчитаем в первый раз, (хлопки в ладоши)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви

Для Наташки и Серёжки, загибают по одному пальчику,

Да ещё ботинки начиная с большого)

Для нашей Валентинки,

А вот ещё валенки

Для малышки Галеньки.

2. Упражнение «Что изменилось?» - развитие внимания и памяти.

3. Дидактическая игра «Обувной салат» - упражнение в сравнении, подборе пары обуви.

4. Лексико-грамматическое упражнение «Разбери обувь» - классификация предметов обуви по назначению, по сезону, по принадлежности лицу.

5. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.

6. Упражнение «Куда поставили? Откуда достали?» - употребление предложно-падежных конструкций.

7. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.

8. Словесная игра «Составь рассказ» - составление описательного рассказа с опорой на образец, развитие связной речи.

Тема: «Посуда».

1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»

Раз, два, три, четыре – (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, вилку, ложку (загибают пальцы по одному)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, («моющие» движения кистями рук)

Только чашку мы разбили, (загибают пальцы по одному)

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (хлопки в ладоши)

2. Игра «Какая посуда спрятана на картинке - развитие зрительного восприятия.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Назови посуду» - уточнение названий предметов посуды.

4. Упражнение «У меня, у нас, нет» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.

5. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.

6. Упражнение «Из чего сделана посуда?» - образование прилагательных от существительных.

7. Упражнение «Что где? Откуда?» - отработка предлогов.

8. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

9. Игра «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложноподчиненного предложения с союзами «и», «потому что».

Тема: «Продукты питания».

1. Пальчиковая игра «Каша».

Каша в поле росла, (подняли руки, шевелят пальцами)

К нам в тарелку пришла. («идут» пальчиками по столу)

Всех друзей угостим, (в правой ладошке мешают

По тарелке дадим. указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке, (загибают пальцы)

Зайчику и лисичке,

Кошке и матрёшке,

Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)

2. Игра «Найди отличия» - развитие зрительного внимания.

3. Словесная игра «В магазине» - запоминание названий продуктов питания и отделов продуктового магазине.

4. Лексико-грамматическое упражнение «Какой? Какая? Какие?» - определение вкусовых качеств продуктов, согласование прилагательных и существительных.

5. Упражнение «Что купил?» - образование формы В. п. существительного.

6. Упражнение «Что из чего, что в чём?» - образование падежных форм существительных.

7. Упражнение «Мы готовим» - образование прилагательных от существительных.

8. Упражнение «Какой, ещё, самый» - образование сравнительной степени прилагательных.

Тема: «Мебель».

1. Пальчиковая игра «Мебель».

«Стул»: Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положения рук попеременно.

«Стол»: Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Положение рук меняется.

2. Упражнение «Четвертый лишний» - развитие мыслительных операций.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Назови мебель» - уточнение названий предметов мебели.

4. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.

5. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» - образование относительных прилагательных.

6. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.

7. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

8. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

9. Упражнение «Что где? Откуда?» - отработка предлогов.

Тема: «Зима. Признаки зимы. Зимние забавы».

1. Упражнение «Что за чем и перед чем?» - уточнить последовательность времён года.

2. Лексико-грамматическое упражнение «Что делаем зимой?» - активизация глагольного словаря.

3. Упражнение «Описываем» - активизация качественного словаря.

4. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

5. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

6. Упражнение «Угадай слово» - образование и употребление глаголов единственного и множественного числа.

7. Игра «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложноподчиненного предложения с союзами «и», «потому что».

Тема: «Птицы».

1. Пальчиковая игра «Сколько птиц в кормушке нашей?».

Сколько птиц в кормушке нашей (сжимают и разжимают кулаки)

Прилетело! Мы расскажем:

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальцы)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулаки)

2. Пальчиковая игра «Шла уточка бережком».

Шла уточка бережком, (идут по столу двумя пальчиками)

Шла серая по крутому,

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (загибают пальцы)

И среднего, и меньшего,

И самого любимого.

3. Упражнение «Подходит – не подходит, потому что …» - развитие операций анализа и синтеза.

4. Лексико-грамматическое упражнение Назови птиц (части)» - активизация и обогащение предметного словаря (названия птиц, их частей тела).

5. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.

6. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно - ласкательной формы существительных.

7. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

8. Упражнение «Какой, ещё, самый» - образование сравнительной степени прилагательных.

9. Игра с птичкой – употребление приставочных глаголов и пространственных предлогов.

10. Игра «Кто спрятался?» - развитие зрительного восприятия.

11. Лексико-грамматическое упражнение «Назови птицу» - активизация предметного словаря.

12. Упражнение «Кто, как говорит?» - активизация глагольного словаря.

13. Упражнение «У меня, у Гнома» - образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.

14. Игра «Составь предложение» - составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что».

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных му Ход: Воспитатель.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Кого как зовут? Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей первой младшей группы Карточка №1 Возраст: дети 2-3 лет Название: «Переложи игрушки» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: заполнить мелкими предметами.

Картотека игр и упражнений с нестандартным оборудованием (часть 1)Картотека игр и упражнений с нестандартным оборудованием (часть 1) "Используй то, что под рукой " - эта знаменитая фраза Филеаса Фога (Жюль Верн, "80 дней вокруг света") очень подходит ко всем предлагаемым.

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются.

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 17:08
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Организация и проведение образовательного...
Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС № 48 «Одуванчик» Купаева О. Н. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» на первый план...
Сценарий праздника «Веселье и смех у нас лучше всех»
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы смеха у детей. Задачи: развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда совместно с воспитателем «Зима....
Тема: «Зима. Новогодний праздник» Цель: 1. Формирование элементарных навыков чтения. Развитие связной речи. 2. Формирование математических представлений....
Наблюдение за одуванчиками
Наблюдение в природе и её сезонные изменения «Одуванчики». Цель: Продолжать знакомить с ранней весной и её природными явлениями. Дать понятие о сезонных...
Мастер-класс «Солнце и планеты».
Предлагаю Вашему вниманию мастер - класс по изготовлению макета "Солнце и планеты" в подготовительной к школе группе. Данный макет был изготовлен вместе с...